8 чудом света называли современники модель Большого Кремлевского дворца архитектора Василия Баженова. Более 20 лет она пролежала в запасниках, недоступная глазам посетителей. Сегодня музей архитектуры имени А.В.Щусева «открыл» достояние: макет стал частью постоянной экспозиции музея.
Как был создано выдающееся произведение искусства XVIII века? Почему не был воплощен самый масштабный замысел русской архитектуры? И что «пережил» макет? Редактор «Кириллицы» воочию увидел чудо.

Из истории макета

Екатерина II отводила Москве  — древней столице — особую стратегическую роль. «Жемчужина» города должна была обрести новое лицо.

«В Кремле предполагалось построить величайший дворец, который свидетельствовал бы о силе и могуществе российской монархии. Стремление превзойти Европу было очень характерным для екатерининского времени».

Потому удивительно, что столь масштабный проект был поручен начинающему архитектору. Для Баженова, составившему архитектурную славу Россию, это стало первой большой работой.

«Проект поражал своим бескомпромиссным новаторством. Главное здание дворца должно было огибать кремлевский холм со стороны Москвы-реки. Центром композиции планировалась овальная площадь с колоннадами и амфитеатром для зрителей, к ней сходились основные радиальные улицы центра Москвы…Помимо дворца и площади, ансамбль включал в себя также коллегии и театр».
Ведь сам Баженов «мыслил» Кремль не как неприступную крепость, а как «место добродетели, просвещения и славы народной».

Архитектор работал над проектом больше 6 лет. Правда, замыслу так и не удалось осуществиться.

Как макет на русскую землю попал?

В процессе работы над проектом Большого Кремлевского дворца главная роль отводилась макету. Но как же «пришли» макеты на русскую землю?

«Мастерство создания архитектурных моделей пришло в Россию из Европы. История модельного искусства уходит в Средние века, когда при возведении крупных дворцовых ансамблей или городских сооружений использовали выполненные из дерева модели».

Первой коллекционировать модели стала стала сама Екатерина II.

Так, в 1778 году императрица приобрела 32 модели, выполненные из пробкового дерева итальянским мастером Антонио Кикки. Эта коллекция, представлявшая уменьшенные копии легендарных памятников зодчества разных стран и эпох, предназначалась для обучения внуков императрицы.

Макет В.Баженова

В процессе изготовления макета прорабатывались не только детали планировки и  внешней архитектуры дворца, но и его интерьеров.

 

«Архитектор требовал точнейшего воспроизведения архитектурных и декоративных деталей, стремился к максимальному приближению проектного решения экстерьера и интерьеров.

Материалы, из которых делалась модель, скрупулезно подбирались по принципу прочности и точности воспроизведения замысла. Модель выполнена из липового дерева, изящные профилированные карнизы резались из клена, а во внутренней отделке применяли яблоневое и грушевое дерево. Миниатюрные детали, изображающие архитектурный декор для точности отливались из свинца. Скульптурный орнамент выполнен из гипса, причем известно, что было опробовано несколько его сортов.

Центральная часть модели сделана разъемной, зрителю открывается вид на парадные залы…Модель дает возможность «заглянуть за фасад»: увидеть задуманное мастером строение комплексно, во всей его сложности…»

Поражает и тот факт, что на макете детально прорабатывалась и программа тематики живописных плафонов в залах дворца.
Над моделью дворца работала команда лучших на тот момент мастеров из разных стран: скульпторы, медальеры, живописцы, декораторы и, конечно же, столяры.

Дом для модели

«Для создания модели  в октябре 1769 года в Кремле, возле Арсенала, был выстроен специальный деревянный дом, в дальнейшем неоднократно расширявшийся пристройками. В обширном восьмигранном зале стоял такой же формы подиум для сборки модели. Был здесь и кабинет Баженова.
Насколько можно судить, работы над моделью велись с истинным азартом. Они не прекращались даже во время чумного бунта, одного из самых крупных восстаний XVIII века…

Баженов и его команда, несомненно, были очевицами страшных событий, но к счастью ни они, ни их детище не пострадали».

«Любимец» публики

«Баженовская модель еще в процессе создания стала яркой московской достопримечательностью…Известно, что после испрошенного Баженовым личного разрешения Екатерины II с мая 1771 года, в одну из суббот месяца, в модельный дом стали допускать публику, «кроме подлого народу». Будущее «восьмое чудо света» привлекало толпы любопытствующих.

С особой гордостью модель дворца, который должен был стать величайшим в Европе, демонстрировали именитым заграничным гостям. Сохранились свидетельства об осмотре ее Крымским ханом, подивился на нее и прусский принц».

Путешествие в Петербург

2 апреля 1772 года Баженов сообщил о том, что работа над моделью закончена. Последовало пожелание императрицы увидеть ее в Петербурге для  утверждения проекта.

Зимой следующего года разобранную модель перевезли в столицу тремя партиями на 120 санях.

Ее выставили в специальном помещении, дабы петербуржцы также могли приобщиться к грандиозному замыслу императрицы.

Рассмотрев модель ансамбля в двух вариантах, Екатерина подписала указ с распоряжением о строительстве. До мая 1775 года проводились земляные работы, шла заготовка материалов, наконец, была проведена торжественная закладка дворца.
Однако по стечению многих обстоятельств, в том числе из-за войны с Турцией и сопряженными с ней расходами, начатому строительству Большого Кремлевского дворца не суждено было завершиться».

«Драматические путешествия» модели

В конце 1774 года модель отвезли обратно в Москву, серьезно повредив по дороге. После починок и поправок ее вноdь собрали  в модельном доме, где она в качестве достопримечательности простояла до начала XIX века. В дальнейшем модели приходилось много путешествовать: Оружейная палата, Румянцевский музей, Политехнический музей, Донской монастырь. И вот теперь — здание музея архитектуры на Воздвиженке, где любой желающий может воочию увидеть «восьмое чудо света».

Анастасия Некрасова

Материал З.В.Золотницкой, Г.А.Шматовой