У москвичей и гостей столицы осталась последняя возможность увидеть редкие образцы русской церковной скульптуры XVII-XIX веков. Редактор «Кириллицы» встретился с куратором выставки деревянной пластики Марией Бургановой. Встреча была, тем интереснее, что беседовали мы не просто с доктором искусствоведческих наук, но и известным коллекционером в одном лице. Почему же русскую церковную пластику называют искусством для посвященных, вот что одевали церковные изваяния, и кто за границей собирал деревянную скульптуру?

Скульптура в храме

Экспозиция представляет архитектурно – пластическое убранство русских столичных и провинциальных храмов XVII–XIX веков из коллекции Музея архитектуры и Музея классического и современного искусства «Бурганов-центр».

«Всего столетие назад пространство русских храмов было насыщено не только иконами, но и скульптурами. Сегодня об этом вспоминают редко. И если иконы рождают чувство общности и ассоциируются с храмом, личным благочестием, образом страны, то церковная скульптура находится в некоторой сфере отчуждения, вне понимания, почитания, заботы.

Очевидно, это связано с тем, что храмовая скульптура, распространенная ранее повсеместно, в 1920-х годах была практически изъята из культурного пространства. Большая ее часть погибла вместе с интерьерами храмов.

И лишь небольшое количество было перенесено в музейные запасники. Эти памятники редко выставляют, они мало изучены. И до настоящего времени, судьба большинства произведений церковной скульптуры была сопряжена с безвестностью».

Вообще, «скульптура в декоративном оформлении русских храмов — редкость». «Создание объемных религиозных образов не поощрялось из-за очевидной связи с языческими идолами, на смену которым пришло христианство. Несмотря на запреты, начиная с  XVII века, во внутреннее убранство церквей проникают западные веяния в виде деревянных  изваяний ангелов и святых».

Правда, и тогда, и сейчас, как призналась Мария Бурганова, скульптура остается искусством для посвященных.

«Русская сакральная пластика — явление совершенно особое. Она существует вне времени, практически не изменяясь, лишь поверхностным слоем, едва заметно, отдавая дань стилистическим различиям эпох. Как всякое сакральное знание, она грандиозна по масштабу и почти не уловима для восприятия непосвященных».

«Народная» скульптура

Церковную скульптуру сложно назвать произведением народного искусства. Ведь ее делали не случайные люди, а настоящие профессионалы и художники. Здесь речь идет, скорее, об искусстве, а не о ремесле.

О «народности» можно говорить лишь в контексте восприятия церковной пластики и общения с ней людей.

Удивительный факт, но во многих деревнях к скульптуре относились, как к живой. В частности, ее одевали. Так, можно было увидеть — «на Параскевах — цветные платки и сарафаны, лапти на ногах Никол, шитые рушники на обнаженных фигурах распятого Христа…

Очень часто одевали фигуру распятого на кресте Христа. В зависимости от церковных праздников меняли набедренную повозку, или целиком укрывали фигуру вышитыми рушниками, кисеей, цветными тканями, мотивируя это тем, что Христу стыдно быть голым, холодно и т.д.

Для объяснения верующие привлекали цитаты священного писания, где устами Иисуса сказано: «Был наг, и вы одели Меня».

А порой скульптурам приносили даже еду…

«В ногах Христа, у основания ниши, служащей своеобразным «претором», сложены принесенные продукты — хлеб, мясо, лук, молоко  к подножию деревяшек, у которых имелось лицо».

Действия, которые невозможны по отношению к иконе или другому сакральному предмету, оказываются вполне приемлемыми и даже необходимыми по отношению к статуе».

«Еще один интересный аспект обращения верующих со священными предметами мы встречаем в действах, связанных с расставаниями с ними…Есть любопытный эпизод в книге Н.Н.Серебренникова, исследователя древнерусской скульптуры, одного из организаторов знаменитого Пермского собрания деревянных сакральных статуй.

«Скульптуры, отобранные из деревенских церквей для музея, местные жители привезли лишь через несколько дней, после указанного срока в саванах и гробах, устланных стружкой».

«Все эти примеры в большей или меньшей степени обнажают тему «воспоминаний о язычестве», проявившуюся в отношении к деревянным статуям».

Коллекционеры

Пожалуй, одним из крупнейших коллекционеров церковной скульптуры в нашей стране являлся Н.Н.Серебренников. Благодаря его стараниям, собрание Пермской галереи стало наиболее значительным по количеству представленных произведений русской деревянной скульптуры.

Как рассказала нам Мария Александровна, Серебренников всю жизнь потратил на собирание своей коллекции.

Причем, собирать ее было сложно. Церковным служителям не всегда хотелось расставаться с церковной утварью. Далеко не у всех было понимание, что это единственный способ сохранить наследие.

Удивительно, но коллекционировали русскую деревянную скульптуру и за границей. Так, у Родена и Бурделя в их коллекциях предметов искусства было по образцу русской деревянной скульптуры.

Экспозиция

Экспозиция размещена под мощными сводами белокаменной двухстолпной палаты Аптекарского приказа — выставочного зала музея.

Помимо русской церковной скульптуры XVII-XIX веков из музейных и частных собраний, многие из которых выставляются впервые, можно увидеть еще и редкие архивные фотографии и  чертежи иконостасов.

Анастасия Некрасова