В самом начале года в Москве стартовал международный документальный проект «Кинопоезд. Русская зима». Молодые кинематографисты из 15 стран совершили железнодорожное путешествие по России. Каждый из режиссеров, большинство из которых никогда не бывали в России, за месяц создали картину, в которой представили собственную трактовку «русских» стереотипов.

В пути — от столицы до озера Байкал и обратно — режиссеры создали 7 короткометражных фильмов: «Русские женщины», «Водка», «Русская баня», «Русская зима», «Загадка «Лады», «Русская душа», «Медведи».

Фильм – «Кинопоезд. Русская зима» идет 90 минут и рассказывает о взгляде режиссеров из всех стран мира на русскую зиму, на русские сказки, на отечественную Ладу, на русскую женщину, водку и загадочную русскую душу. Фильм снят предельно просто. Кадры русской глубинки, деревень и затерянных в заснеженной Сибири городов перемежаются со съемками из окна того самого кинопоезда, который катит по железной дороге.

В фильме говорится о сильных и слабых сторонах русских. Это не фильм о Москве или Санкт-Петербурге. Как сказал один из молодых режиссеров, работавших над фильмом:

«Россия везде, кроме Москвы и Санкт-Петербурга…Чтобы увидеть Россию, мне понадобится 10 таких поездов».

Это фильм о жизни в самой сердцевине страны. Иностранные режиссеры путешествовали в поезде от Мурманска до острова Ольхон на Байкале и многое повидали. Например, как люди живут в условиях вечной зимы на севере, когда «большую часть дня темно и хочется спать». И как там трудно жить, но люди живут.

Пожалуй, уже много лет о России так хорошо не отзывался никто, как эта группа молодых иностранных режиссеров.

— «До этого путешествия я не знала Россию, здесь замечательные люди».

— «Сибирь – это место, где природа сильнее людей… Нас очень хорошо принимали здесь».

— «После этого путешествия я уеду с тоской в сердце. Это незаживающая рана. Я точно вернусь».

— «Я мечтал о путешествии по Сибири с 12 лет».

И даже о водке иностранные документалисты рассказали как о чем-то трансцедентальном, что позволяет людям понять и обрести вечность и выйти за рамки своего существования, ну, и, конечно, забыть повседневные проблемы. Кажется, режиссеры хотели показать, как водка может положительно влиять на человека.

Водка для русских — это ритуал, дающий им энергию, которую они распространяют вокруг себя, а потом засыпают от ее переизбытка.

Что уж говорить о русской женщине… Самоотверженной, любящей всех кроме себя.

Такой предстает героиня одноименной короткометражки. Она переносит очень много трудностей, страдает, живет без мужа. Но все равно не ожесточается, а остается доброй и человечной.
К некоторым стереотипам режиссеры подошли не без юмора. Пожалуй, правда, о Ладе по-другому и не скажешь. Лада для русских — счастье и беда, богатство и нищета, деревенская «лошадка» и городской автомобиль, на котором можно подрифтовать вокруг елки у Дома Культуры. Ее водят как мужчины, так и женщины. И тем и тем дается это с трудом. Порой приходится вытаскивать ее своими силами из сугроба.

Поломанная, старая, но без нее никак. «Лада» словно лошадка из русских сказок. Потрепанная, но все равно неплохая. И время от времени исправно работает.

С юмором подошли молодые документалисты и к фильму о «медведях». В качестве последних выступили русские мужчины, которые по своим качествам схожи с этими лесными жителями.

Ведь сами «хозяева Тайги» во время съемок фильма спали. Тогда как русский мужик – работал – на суровом морозе валил деревья, рубил дрова.

В этом году «Кинопоезд» отправился в путь уже в третий раз. В 2008 году он проехал по Транссибирской магистрали от Москвы до Владивостока. В 2010 году кинематографисты совершили путешествие по бывшим среднеазиатским республикам СССР.  Фильм о русской зиме нашел удивительный отклик во всем мире. Он был представлен на двадцати семи международных фестивалях и даже был номинирован на европейский Оскар. Пожалуй, «Русская зима» — один из самых желанных «гостей» всех кинофестивалей этого года. Ведь о России наконец-то заговорили по-новому.

Но главное, что фильм «Кинопоезд. Русская зима» позволяет не только увидеть родную страну глазами иностранцев, но и изменить собственное о ней представление.

Анастасия Некрасова