Церковь Владимирской иконы Божией Матери в усадьбе Быково была построена в 1789 году. Белокаменная церковь в стиле русской готики не имеет себе достойных аналогов в храмовой архитектуре Подмосковья, да и, пожалуй, в храмовой архитектуре России вообще. Ее называют еще «северный Тадж-Махал».

По одной, наиболее распространенной и авторитетной версии, проект ее принадлежит В.И.Баженову. Но есть и другие мнения – «уж слишком этот загадочный памятник непохож  на другие творения великого зодчего».

Владимирская церковь в Быково стоит в отдалении не только от Рязанского шоссе, но и от магистрального пути эволюции русской православной архитектуры.

cerkov_v_bykovo_1804

Церковь в дворцовом селе Быково известна с начала XVII века, тогда она была деревянной, клетского типа. В 1704г. здесь на дворцовые средства построен каменный храм во имя Рождества Христова. Новый владелец имения, Михаил Михайлович Измайлов, задумал построить в Быкове новую церковь. И в 1789г. осуществил это намерение.

Эта церковь  — уникальный памятник русской архитектуры. Специалисты утверждают, что это единственный у нас храм овальной формы. Не знало русское зодчество и подобных лестниц.

«Кажется, что этот церемониальный, очерченный легким парапетом, всход ведет не в храм, а во дворец. А если со шпилей снять кресты, то строение вполне можно принять за дворцовую постройку причудливой формы, напоминающую западноевропейский средневековый замок».

В 30-е годы XIX века рядом с Храмом была возведена колокольня по проекту ученика Баженова архитектора Таманского. На колокольне имелось семь колоколов, самый большой из которых весил 117 пудов, а самый маленький — всего 70 фунтов.

Роспись стен Храма поздняя, была выполнена по просьбе прихожан в 1912 году, но не завершена. Храмовая икона Владимирской Божьей Матери появилась здесь после М. М. Измайлова, а до этого там находилась фамильная икона Измайловых — Казанской Божьей Матери.

Храм в селе Быково уникален тем, что имеет два этажа. Нижний предел в честь Рождества Христова, а верхний был построен в честь Владимирской иконы Божьей Матери. По верхнему пределу была названа и сама церковь.

Главная особенность верхнего предела заключается в том, что в его оформлении использовался искусственный мрамор. Со временем его рецептура была потеряна. Современным мастерам удалось восстановить состав бело-розового камня, который трудно отличить от подлинника. Здесь сохранились фрагменты лепнины и старинная роспись.

Правда, в 1937 году церковь была закрыта и разорена. Интерьеры сильно пострадали. Со шпилей сбили кресты, колокольня осталась без колоколов, множество церковной утвари и книг было уничтожено. В здании храма разместилась швейная фабрика. Позднее ее заменил склад управления кинофикации. В 1989г. храм снова передали верующим, начались восстановительные работы и богослужения.

Анастасия Некрасова

Фотографии: http://frantsouzov.livejournal.com/


Северный «Тадж-Махал»: Один комментарий