«Видим, что о судьбе полуострова Таврического думано и суждено еще за несколько веков, думано не на земле токмо, а и на небе, не человеками, а самими небожителями. Что же придумано и рассуждено? Утвердить, как говорит в видении святой угодник Божий, утвердить в Крыму Россию. И она утвердилась там». Архиепископ Иннокентий.

В марте 1635 года,  в составе русского посольства к ханскому двору, отец Иаков (Лызлов), отыскивая следы христианских святынь, посетил Инкерман (ныне пригород Севастополя). Там им был обнаружен древний скальный монастырь:  «…под городком же в полугоре есть древняя христианская церковь, высеченная из камня, как во Пскове у Пречистой Богородицы. В церкви везде стенное письмо, от многих лет полинялое и алтарь разоренный…». В самом же храме Священник Иаков и его спутники увидели нетленные мощи безымянного святого. От местных они узнали, что татары, живущие «в городке над церковью», несколько раз пытались вынести мощи из храма и закопать их в землю в степи. Но мощи вновь оказывались в гробнице. С той поры татары не смели ходить в ту церковь, а мощи, никем более не тревожимые, покоились в своей гробнице. Отец Иаков решил забрать мощи на Русь.

Но святой является Иакову во сне,  «и глаголет великое запрещение: «Помышляете обо мне, о, друзья, взять мощи мои на Русь, а я хочу по-прежнему здесь учинить Русь». По преданию, так было предречено обетование будущего Севастополя.

Инкерманский_монастырь_Inkermansky_monastyr_3

В 1778 г., после исхода христиан из Крыма, монастырь опустел окончательно. Упоминание о нем осталось только в названии скалы — Монастырская. Возрождение древней обители началось после присоединения Крыма к России, стараниями Архиепископа Иннокентия. В 1850 г. Инкерманская киновия была открыта, а 15 октября 1852 г. освящена церковь во имя священномученика Климента. В 1867 г. была открыта еще одна пещерная церковь, восстановлением которой занимался московский археолог, историк и художник Д. Струков (1827–1899). Он составил подробное описание монастырских храмов в работе «Древние памятники христианства в Тавриде», а в 1878 г. в свет вышла еще одна его книга «Жития святых Таврических (крымских) чудотворцев».

Ну а после была Крымская война и все имущество Инкерманского монастыря разграбили англичане. После восстановления в 1905 году, снова испытания, теперь уже в годы советской власти. В 1927 г. сильное землетрясение повредило здания собора во имя святого Николая и Благовещенской церкви, и эти храмы разобрали. Часовню, построенную на могиле воинов, погибших в Инкерманском сражении, передали детскому саду, но в 1927 г. ее тоже разобрали. В 1928 г. закрыли храм в честь иконы «Всех скорбящих Радость». Собор во имя святителя Николая на верхнем плато уничтожили в 1932 г.

big_81492547782

Возрождение Свято-Климентовского Инкерманского монастыря началось в 1991 г. благодаря усилиям архимандрита Августина ( Александра Половецкого). Сейчас в древней церкви вновь проводятся богослужения, и сегодня можно увидеть высеченный средневековыми монахами в толще скального массива коридор-тоннель, ведущий к трем древним пещерным храмам.


Читайте также:

Скальная обитель: Один комментарий