Крым – любимое место отдыха русских императоров, центр вдохновения для писателей и актеров, «рай на земле». Даже географы называют этот полуостров одним из самых благоприятных мест для жизни.

«Замечательное местоположение Крыма на планете Земля, в равной удаленности от экватора и северного полюса, посредине умеренного пояса северного полушария, обуславливает важнейшую климатическую особенность полуострова: большую длительность летнего дня и достаточное количество солнечного тепла. Именно благодатного тепла, а не экваториальной жары или северной стужи. Таким образом, 45-я параллель обозначает Крым как место, наиболее благоприятное для жизни. Образно выражаясь, можно сказать, что территория, лежащая на 45-й параллели, находится на Золотой Середине планеты Земля».

Эта Золотая Середина из века в век привлекала и собирала вокруг себя «золотые умы» и таланты. Какими только эпитетами не наделяли полуостров. В Крыму проводили дни, месяцы, годы. Здесь хотел быть похороненным Лев Николаевич Толстой.

Чем же так привлекателен этот полуостров? Какими редкими памятниками славен? Кириллица сделала свой выбор.

Массандровский дворец

Прекрасный дворец с «печальной судьбой». Почти всю жизнь простоявший без хозяина. Наполненный прекрасной мебелью, но лишенный «человеческого тепла».

Постройку дворца —  поблизости от церкви во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи — начал в 1881 году князь С.М.Воронцов — наследник генерал-губернатора Новороссии М.С.Воронцова. Он выбрал для строительства местность, изобилующую живописными скалами, гротами и источниками. Дворец в стиле времен Людовика XIII проектировал французский архитектор Бушар. В 1882 году в связи с кончиной князя С.М.Воронцова строительство Массандровского дворца остановилось на 7 лет.

Лишь в 1889 году Массандровское имение Воронцовых вместе с недостроенным дворцом купили для императора Александра III. Через три года строительство дворца было завершено, но и Александру III пожить в нем не пришлось: в 1894 г. он скончался в Малом Ливадийском. В советское время этот архитектурный памятник был закрытым «объектом».

Ливадийский дворец

Ливадийский дворец – последнее сооружение, воздвигнутое в Российской империи для семейства Романовых. Дворец в лёгком «итальянском» стиле выстроен в конце XIX века под руководством И. Монигетти и Н. П. Краснова.

«Как пишут искусствоведы, он соперничает с Воронцовским дворцом за звание «самой роскошной резиденции Крыма».

В 1911 году по проекту ялтинского архитектора Николая Петровича Краснова для императора Николая II был построен новый Белый дворец. По некоторым данным, император потратил на него около 4 миллионов золотых рублей.

Но это того стоило. Впервые посетив свой новый дворец, Николай ΙΙ от лица всей своей семьи так охарактеризовал произведение архитектора:

«Мы не находим слов, чтобы выразить нашу радость и удовольствие иметь такой дом, выстроенный именно так, как мы хотели. Архитектор Краснов удивительный молодец».

Ласточкино Гнездо

Известный всем «готический облик» замок приобрел не сразу. Да, и вообще первое строение на Аврориной горе и замком-то назвать можно было с натяжкой. Скорее, деревянной дачей.

Построена она была после окончания русско-турецкой войны (1877-1878 гг.) для отставного русского генерала, чье имя, к сожалению, история не сохранила. Зато само строение, романтично названное своим первым хозяином «Замок любви» (другое название — «Генералиф»), увековечено на полотнах И.К.Айвазовского, Л.Ф.Лагорио, А.П.Боголюбова, а также на фотографиях того времени.

С тех пор участок с постройками на Аврориной горе несколько раз менял хозяев. Владел им придворный врач А.К.Тобин, после смерти врача – его вдова, затем московская купчиха Рахманинова, которая снесла первоначальное деревянное строение и построила на его месте замок, правда, тоже из дерева.

Именно купчиха Рахманинова и назвала замок — «Ласточкино гнездо».

Нынешней средневековой рыцарской архитектурой «Ласточкино гнездо» обязано нефтяному промышленнику Штейнгелю, который очень любил отдыхать в Крыму и выкупил участок на Аврориной горе. Он нанял инженера и скульптора Леонида Шервуда (сына знаменитого проектировщика Исторического музея в Москве), который к 1912 году возвел здесь будущий символ Крыма – готический замок «птичьих» размеров.

40 метров высоты Аврориной горы дополнились еще 12 м высоты «Ласточкиного гнезда». Ширина фундамента замка составила всего 10 м, а длина – 20 м. Внутри поместились лишь прихожая с гостиной да ступеньки, ведущие в две спальни, расположенные в двухэтажной башне. Рядом со зданием был даже разбит сад.

В начале Первой мировой войны барон Штейнгель уехал в Германию, а замок «Ласточкино гнездо» продал московскому купцу П.Шелапутину, который открыл здесь ресторан. После его смерти ресторан закрылся.

В 1927 году Аврорина гора пережила сильное 9-балльное землетрясение и пустила сильную трещину. Разбитый перед «Ласточкиным гнездом» сад вместе с частью скалы упал в море, шпили на башнях сорвало, обзорная площадка повисла над обрывом.

Несмотря на аварийное состояние, «Ласточкино гнездо» примерило на себе роль читального зала, который располагался здесь в 1930-е годы и принадлежал местному дому отдыха «Жемчужина». В конце концов «Ласточкино гнездо» было признано аварийным и проход к нему был закрыт.

Только спустя 40 лет после землетрясения на Аврориной горе и в «Ласточкином гнезде» были проведены восстановительные работы. Все сооружение было обнесено антисейсмическими поясами. После реконструкции в «Ласточкином гнезде» снова расположился ресторан.

Дворец Паниной в Гаспре

Старинный дворец с красивыми зубчатыми башнями, увитыми плющом, построенный в первой половине XIX века, принадлежал одному из представителей известного и знатного рода Голицыных князю Александру Николаевичу Голицыну.

Работы по строительству дворца длились в течение пяти лет. Возведено здание было по проекту известного архитектора Федора Осиповича Шехтеля. Оно имеет вид средневекового замка квадратной формы, обширным открытым внутренним двором и четырьмя башнями по углам.

Фасад его был выполнен в готическом стиле. В формах готики выдержаны и любопытные парковые строения — беседки, павильоны для отдыха. Называлось имение «Романтическая Александрия».

От Голицыных дворец в Гаспре перешел дворянскому роду Кочубеев. В 1865 году имение оказалось в руках Владимира Васильевича Левашова, женатого на урожденной графине Ольге Викторовне Паниной. По наследству дворец перешел их дочери – Софье Владимировне Паниной. Софья Владимировна, наследница несметного состояния, обладательница дворца в Петербурге, красивого поместья в смоленском Дугино и подмосковном Марфино, стала хозяйкой в Гаспре.

Л.Н.Толстой

С Гаспрой и имением Паниной связаны многие страницы жизни Льва Николаевича Толстого. В общей сложности он провел здесь около двух лет. 8 сентября 1901 года Лев Николаевич Толстой приехал в  Гаспру в последний раз. Эта поездка, чуть было, не завершилась для Толстого смертью. Писатель простудился. В разгар болезни положение было настолько тяжелым, что лечащие врачи потеряли надежду на выздоровление. В семье обсуждали вопрос о погребении.

Считаясь с волей Льва Николаевича, который не хотел, чтобы у близких были хлопоты с его телом, решили, что погребение должно быть в Крыму. С этой целью по соседству был куплен небольшой участок земли.

В те дни Толстой был отлучен «святейшим синодом» от церкви и был под особым наблюдением. Имение графини Паниной было окружено тайными агентами. Часть рукописей Толстого была вывезена и спрятана в Ялте. Но Толстой выздоровел и прожил после этого еще 8 лет.Во время пребывания в Гаспре Льва Николаевича часто навещали писатели. Гостями Толстого были Короленко, Куприн, Скиталец, Шаляпин, которые в то время отдыхали в Крыму. С ноября 1901 года по апрель 1902 года Чехов и Горький неоднократно бывали в Гаспре у великого писателя.

Крым Л. Н. Толстой любил, об этом писал и Антон Павлович Чехов Горькому:

«Ему Крым нравится ужасно, возбуждает в нем радость, чисто детскую». Благодарный за гостеприимство Лев Николаевич Толстой писал графине Паниной: «Я вынес из моего пребывания в Гаспре самые хорошие впечатления. Во внутренней жизни я приобрел очень много для себя драгоценного. Во внешней же жизни, особенно во время выздоровления, я получил большое наслаждение от прелестной природы».

На этот раз Толстой прожил в Гаспре 10 месяцев. В Гаспре писатель работал над повестью «Хаджи Мурат».25 июня 1902 г. Толстые покинули Крым. Дача Паниной сохранилась. В настоящее время здесь находится детский санаторий «Ясная Поляна», а на первом этаже открыта экспозиция посвященная писателю.

 Юсуповский дворец

 Юсуповский дворец — дворец в Кореизе в неороманском стиле с элементами итальянского ренессанса. Построен ялтинским архитектором Николаем Красновым для князя Феликса Юсупова (Сумарокова-Эльстона), бывшего генерал-губернатора Москвы.

До того, как были возведены стены дворца, на этом месте находился «Розовый дом» — дача, владелицей которой являлась княгиня Анна Голицына (девичья фамилия — Всеволожская). С того времени в имении сохранилось немного. Это — участок парка, и, находившиеся некогда под небольшим домом с 2-мя башнями, винные погреба.

Детей у Анны Сергеевны не было, поэтому, после ее смерти, согласно завещанию, имение было разделено между ее сестрой Софией Мещерской, и дочерью подруги (подругой княгини была баронесса Крюденер Жульетте Беркгейм).

Позже владельцами особняка стала дочь Мещерской со своим мужем, братом жены Пушкина, Иваном Гончаровым, а в 1867-м году было куплено императорским генерал-адъютантом Феликсом Сумароковым -Эльмтоном. После женитьбы его сына, Феликса Феликсовича на последней представительнице знатного княжеского рода — Зинаиде Юсуповой, по разрешению императора, молодой супруг взял фамилию жены, унаследовав и ее титул.

Строительство

Дворец несколько раз перестраивали. Последнюю его реконструкцию относят к 1909-1914 годам. Тогда архитектор Краснов, которому также принадлежит авторство работы над дворцом Дюльбер и Ливадийским дворцом, перестроил здание «Розового дома» в дворец, придав ему более современные черты.

Юсупов-младший был недоволен обликом своего жилища, вспоминая о нем как о большом уродливом сооружении с серыми стенами, которое могло бы быть уместно в городе, но не на морском берегу.

Многие, кто видел этот дворец, готовы поспорить с его мнением.

Архитектурные формы дворца соответствуют неороманскому стилю, с элементами, характерными для эпохи итальянского ренессанса. Скульптуры львов, мраморные мифологические персонажи Древней Греции, привезенные из Венеции, украшают арки и лестничные площадки. В интерьере преобладает стиль модерн. Единственное исключение — кабинет хозяина замка. Его украшает старинный французский гобелен, массивный письменный стол, шкаф и курильные кресла.

Основателем парка Юсуповского дворца был известный в то время садовник Карл Кебах. Парк был заложен еще при Феликсе Юсупове-старшем. Он раскинулся на 16,5 гектаров, вместив в себя около 7500 растений, среди них — декоративные деревья и кустарники — всего 200 видов, из которых 32 являются редкими. 

Воронцовский дворец

Дворец был построен в период 1828—1848 гг. как крымская резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа М.С.Воронцова. Новороссийский край включал в то время огромное пространство Северного Причерноморья между рекой Прут на западе и Доном на востоке. Входил в него и Крым. Административным центром Новороссийского края с 1805 г. была Одесса. Однако М.С.Воронцов, придававший Крыму исключительно важное значение, решил именно здесь построить свой представительский дворец.

Автором проекта дворца был придворный архитектор английской королевы Виктории Эдвард Блор (1789—1879 гг.). При участии Э.Блора возводился знаменитый Букингемский дворец в Лондоне и замок Вальтера Скотта в Шотландии. Всегда считалось, что Э.Блор не был в Алупке, поэтому идеальную вписанность Алупкинского дворца в окружающий пейзаж называли удачей, «озарением зодчего». Однако можно предположить, что Э.Блор все же приезжал в Крым ознакомиться с местом будущей постройки. Руководил возведением дворца английский архитектор Уильям Гунт (Хант), который внес некоторые изменения в проект.

Южный фасад дворца, обращенный к морю, выполнен в мавританском стиле, и чем-то напоминает знаменитый дворец Альгамбра арабских правителей Испании в Гренаде, построенный в конце 14 века.

На фризе глубокой ниши фасада шестикратно повторяется стилизованная арабская надпись, девиз гренадских халифов: «Нет победителя кроме Аллаха!». Перед фасадом дворца устроена «Львиная терраса», от которой спускается монументальная лестница с тремя парами львов белого мрамора. Бодрствующие львы над верхними ступенями повторяют львов Антонио Кановы с гробницы папы Климента XII в Риме.

Задний фасад дворца и его западная часть — романтическая архитектурная вариация на тему «стиля Тюдоров» XVI — начала XVII веков. Архитекторы называют его «неоготическим». При взгляде со стороны гор корпуса дворца напоминают суровые загородные замки английских аристократов.

Характерной принадлежностью парадных европейских дворцов XIX века является зимний сад. Великолепная голубая гостиная с лепными украшениями. В зимнем саду, в голубой гостиной, а также на террасах портала южного фасада собраны скульптурные изображения семьи Воронцовых и его близких, копии скульптур античных богов и философов.

Залы украшают полотна итальянских, французских и английских живописцев. Русская живопись представлена портретами работы Левицкого, Боровиковского, пейзажами Щедрина, Орловского, братьев Черенцовых, Айвазовского.

Входящие в комплекс дворца здания насчитывают, включая подсобные помещения, около 150 комнат. Вестибюль, передняя, большая столовая, бильярдная и библиотека отделаны деревом в готическом стиле. Панели, двери и потолки в них сделаны из мореного дуба. Столярными работами руководил англичанин Чарлз Уильямс. В готическом стиле выполнены камины из полированного диабаза. Столовую украшают четыре панно Гюбера Робера, французского художника 18 века. Убранство парадных комнат дополняет мебель из ореха, дуба, красного дерева, специально для дворца сделанная русскими мастерами. На русских заводах были изготовлены бронзовые канделябры, вазы, изделия из хрусталя, фарфора, малахита.

 Дворец графа Кузнецова (дом Ф.Шаляпина) 

В Форосе сохранился роскошный особняк крупнейшего во времена Российской империи чайного и фарфорового короля графа Александра Кузнецова. Александр Григорьевич был внуком А.Губкина, который владел плантациями чая в Индии и на Цейлоне.

Усадьбу московский купец 1-й гильдии Кузнецов приобрел в 1862 году. Чета Кузнецовых страдала туберкулезом и была вынуждена жить в Крыму. По совету докторов им необходимо было подолгу бывать на свежем воздухе.

Дворец Кузнецова построен в 1889 году по проекту архитектора Биллианга в стиле русского классицизма. Он отличается простотой и строгостью форм.  Интерьер дома украсили лучшие мастера прикладного искусства. И в наши дни еще можно увидеть 15 великолепных настенных панно с пейзажами средней полосы России (Ю.Ю.Клевер). Эти панно нарисованы на холсте, который приклеен на сырую штукатурку.

Строгую красоту особняка Кузнецова подчеркивает роскошь парка. Кузнецов перепланировал заложенный в 1834 году парк. Здесь собрано свыше 200 видов и форм деревьев и кустарников, не только характерных для Крыма, но и экзотических: пальмы, магнолии, секвойи, кедры, сосны, пинии, кипарисы, пихты.

Особенно примечателен «райский уголок» с живописным каскадом из шести маленьких озёр.

После смерти А.Г. Кузнецова в 1895 году усадьба перешла в собственность промышленнику К.К. Ушакову.В его доме в 1916 году писатель А. Горький и певец Ф.Шаляпин шесть недель работали над автобиографической книгой о Шаляпине «Страницы из моей жизни».

Дом и картинная галерея И.Айвазовского    

Национальная картинная галерея имени И.К.Айвазовского — музей маринистической живописи, находящийся в г. Феодосия (Автономная республика Крым, Украина). Состоит из двух корпусов по адресу ул. Галерейная, 2 (основная экспозиция, работы И.Айвазовского) и ул. Галерейная, 4 (Дом сестры художника: научный отдел галереи «Русская и современная марина»).

Первая экспозиция из 49 работ была открыта в 1845 году в части обширного дома, принадлежавшего самому Ивану Айвазовскому. В 1880 году к нему был пристроен еще один спроектированный художником выставочный зал.

Галерея стала первым на территории Российской империи музеем одного художника.

После смерти художника в 1900 году галерея по его завещанию была передана родному городу художника. С 1922 года галерея стала государственным музеем. В галерее находится собрание из почти 12 тысяч произведений морской тематики, в том числе ей принадлежит самая большая в мире коллекция произведений И.К.Айвазовского (417 работ).

Экспозиция галереи знакомит с творчеством Ивана Айвазовского, историей его семьи, историей самой галереи. В комнате-сейфе экспонируются ценные вещи семьи Айвазовского.

В соседнем здании — доме сестры художника собраны картины Айвазовского на мифологическую и библейскую темы, работы иностранных маринистов XVIII—XIX веков, современников великого художника, представляющих Киммерийскую школу живописи — М. Волошина, Л. Лагорио, К.Богаевского, учеников Айвазовского — М. Латри, А. Фесслера, А. Куинджи, произведения советских художников.

Дворец Кичкинэ        

Поместье получило такое название из-за своих небольших размеров, в переводе с татарского «кичкинэ», означает «малютка». Именно на границе Гаспры и Ливадии, из-за близости моря и густо растущего можжевельника, в воздухе содержатся полезные ионы йода и фитонциды. Благодаря этому лечебному воздуху, еще в 19 веке царская семья начала обустраивать здесь свои имения.

«Кичкинэ» было построено в 1913 году ялтинским архитектором Н.Г. Тарасовым, для великого князя Дмитрия Константиновича Романова, внука императора Николая I. Именно здесь, в поместье «Кичкинэ», сразу после завершения строительства, поселилась молодая и невероятно счастливая семья: племянница Дмитрия Константиновича Татьяна с мужем, грузинским князем Константином Александровичем Багратионом-Мухранским и маленьким сыном Теймуразом.

Их жизнь в «Кичкинэ» – это история невероятно нежной и преданной любви, преодолевшей все каноны Императорской семьи. Сам же великий князь Дмитрий Константинович провел в «Кичкинэ» с племянницей и ее детьми декабрь 1916 и январь 1917 годов.

А в начале 1921 имение перешло во владение известного военного деятеля дореволюционной России — великого князя Николая Николаевича-младшего. Дальше имение пережило бедствия многочисленных революций и две мировые войны. Дворец, как и тогда, окружен живописным старинным парком, а к морю ведет лестница, вырубленная в скале, на которой для отдыха обустроены три беседки-грота.

 

 


Едем в Крым: Один комментарий