Все мы больше или меньше знаем про то, что деды наши служили, награждены, были танкистами, артиллеристами, разведчиками. Но не всегда задумываемся, а где предок отличился, что там происходило, какие задачи в Красной армии он решал? Вот, на примере воевавших дедов редакции мы воссоздали несколько моментов истории ВОВ.
Прокофьев Аркадий Леонтьевич. Дед Андрея Прокофьева.
Он был одним из тех тысяч артиллеристов, которых обучали на быстрых курсах во время войны, чтобы умело обращаться с пушками и гаубицами нового образца и не палить по своим. Подготовка артиллеристов была ключевой задачей для изменения хода войны. Сразу после выпуска всех отправляли на самые важные участки фронта. Начиная со Сталинграда артиллерия стала важнейшей составляющей перелома в ВОВ. Под Сталинградом была впервые применена тактика огневого вала – шквального быстрого огня артиллерии для поддержки атак. И этот метод впоследствии был многократно успешно применен против немцев, например при Висло-Одерской операции, в которой принимал участие и мой дед.
Он получил награду как раз за участие в первых стремительных атаках 1-го Украинского фронта Красной армии 12-15 января. Как сказано в наградном листе, «тов. Прокофьев обеспечивал бесперебойную работу связи и лично, презирая смерть, под огнем противника восстанавливал прерванную связь». Деда наградили Орденом Великой Отечественной Войны I степени – это изначально был артиллерийский орден, первыми кавалерами были артиллеристы и дальше так сложилось, что больше всего награждали артиллеристов, причем это делалось оперативно, чтобы отметить личную доблесть сразу после боя или атаки. В орденском статуте говорилось, что I степенью ордена награждается тот, кто артиллерийским огнём лично уничтожит 1 тяжёлый (или средний) или 2 лёгких танка (бронемашины), либо в составе орудийного расчёта 2 тяжёлых (или средних) танка или 3 лёгких танка (бронемашины) противника.
Тут мой дед слева обмывает орден под звуки патефона.
Семья Шингуровых. Предки Татьяны Шингуровой.
Где-то рядом с Прокофьевым воевал и мой дед Октябрь Павлович, но расскажу все по порядку.
Семья Шингуровых вся успела побывать на фронте. Сначала, в 1941 ушли мать с отцом. Анна Федоровна стала военным врачом 3 ранга, капитаном, которая руководила полевой больницей. Сведения о службе главы семейства – майора Павла Павловича так и потерялись в череде поколений. Дома остались два брата-школьника, да новорожденная сестренка. Старший, Октябрь должен был пойти в последний класс, но 1 сентября вместо школы отправился в военкомат (Белорецкий РВК, Башкирская АССР, Белорецкий р-н) записываться добровольцем. По распределению попал в артиллерийскую разведку. Прошел срочные курсы, откуда вышел лейтенантом. Вскоре, передав маленькую Галю родственникам, сбежал на фронт и младший брат – Георгий, которому на тот момент было всего 14.
Он был награжден орденами Великой Отечественной войны II, а после I степени за артиллерийскую корректировку во время наступления 12 января 1945 года от берегов реки Вислы и до выхода наших войск на Одерский плацдарм: «одним из первых переправился на подручных средствах через реку Одер, откуда корректировал огонь, с помощью чего было рассеяно скопление морпехоты и подавлен огонь зенитной батареи в районе деревни Вандрич». Это всего лишь сухие данные из приказа о награждении. Дед не любил рассказывать о войне – видеть смерть воочию и не знать о судьбе близких – чувство, которое нам, к счастью, сегодня не понять.
Михнушев Алексей Григорьевич. Прадед Анастасии Некрасовой.
К сожалению, я знаю о прадедушке только по воспоминаниям своих родителей. Я никогда не видела его, даже на фотографии. Но столько слышала о нем, что, кажется, будто знала его лично.
Его звали Михнушев Алексей Григорьевич. Ему суждено было прожить всего 33 года.В 1942 году он ушел на фронт. И воевал под Ленинградом и Великим Новгородом. И был убит уже год спустя после начала войны. Это произошло во время первой наступательной операции РККА у оккупированного Великого Новгорода. Демянская операция продолжалась с января по март 1942 года. Хотя началась она успешно, развить успех сил не было. Наши взяли в котел несколько немецких дивизий, но сил было недостаточно, и этот котел был не менее, если не более смертоносным для советских войск, чем для немецких. Там-то и погиб дед.
Его смерть, точнее, ее обстоятельства, как это ни удивительно, стала для меня образцом гражданского и дружеского долга и примером чести. Алексея Григорьевича застрелили у озера Ильмень. Там его и похоронил друг по оружию. К своему стыду, я не знаю имени этого друга, но вся наша семья вспоминает его каждое 9 мая добрыми словами. Ведь он не только не бросил друга на поле боя, похоронил его. Но и отправил все деньги и документы, которые нашел при нем моей прабабушке, осведомился, все ли у нее в порядке, и не нужна ли помощь. И в те страшные годы люди оставались людьми – честными и порядочными. И, я верю, знаю и надеюсь, что мой прадед был человеком, достойным уважения и восхищения. Он не только отдал жизнь за Родину, но и за такой маленький срок нашел хороших и преданных друзей, не забывающих его и после смерти.
Петр Трофимович Рябинин. Прадед Алексея Рудевича.
Мой прадед Петр Трофимович Рябинин родился в Днепропетровске в 1903 году. В 17 лет ушёл из дома и отправился в Сибирь. Он был хорошо образован и работал директором школы, потом переехал в Иркутск, где поступил на биолого-почвенный факультет, затем работал с известным ученым профессором Михаилом Кожовым, изучал флору и фауну Байкала. Но оставил научную карьеру, потому что его стали продвигать по партийной линии в Иркутске. В основном занимался повышением грамотности и образования партийных кадров. Несколько лет работал директором областной библиотеки им. Молчанова-Сибирского.
В декабре 1941-го – отбыл в Москву, где отучился в Военной академии имени Фрунзе. На фронте Петр Трофимович вполне ожидаемо, учитывая прежнюю карьеру, был поставлен заниматься политработой в 3-м мотострелковом батальоне 5-й мотострелковой бригады, отличился в боях за Степановку и Саур-Могильский, замещал выбывшего по ранению командира полка по политчасти в 25-м танковом полку. Про те бои не очень часто рассказывают, поэтому надо напомнить, что там было.
После Сталинградской битвы Гитлер решил взять реванш и дал приказ любой ценой удерживать до конца войны реку Миус. Бои у села Степановка в Донецкой области и Саур-Могилы, известной в годы войны как «высота 277,9» отличались особой напряженностью. На высоте располагался наблюдательный пункт 6-ой армии вермахта. Бои за Саур-Могилу с переменным успехом шли с июля по сентябрь 1943 года. Высота «277,9» была взята 31 августа. Бесчисленные атаки и контратаки, артиллерийские и минометные удары, беспрецедентная храбрость рядовых и офицеров – всё это позволило бойцам Красной армии сломить сопротивление превосходящих сил противника. Мой прадед в этих боях находился среди бойцов и «вовлекал их в наступательный прорыв». За участие в этой операции он и получил орден Красной Звезды. Взятие Саур-Могилы нашло свое отражение в искусстве. О легендарном штурме была написана песня «Послушай ветры над Саур-Могилой», а бойцы 5-й ударной армии после взятия Берлина написали на стене рейхстага: «Сталинград — Саур-Могила — Варшава — Берлин! Самсин, Павлуха, Стегний». Сегодня на Саур-Могиле – мемориальный комплекс.
Под Сталинградом прадед был контужен. Три месяца пролежал в госпитале, потом вернулся на фронт. Войну окончил в звании майора, был награжден Орденом Красной звезды. Прошел всю войну, но по горькой иронии судьбы погиб в автокатастрофе в 1945-м. Когда прадеда хоронили, из Москвы пришел вызов в Москву и приказ о присвоении звания подполковника.