То, что архитектура развитого социализма изуродовала русские города – общеизвестный и общепринятый факт. Много хуже, что и сейчас в русской градостроительной архитектуре не найдено пока приемлемых решений, хотя бы немного приближающихся к великой русской градостроительной традиции.

Основные черты традиционного русского градостроительства.

Расположение города

Россия – страна водных путей, поэтому город располагался на берегах рек или крупных озер, чаще всего на холмистой местности, идеально встраиваясь в ландшафт.

 Центр, посад и слободы

В древнем городе центр – собственно город по древнему смыслу слова – ограничивался крепостью. Внутри главное место занимал собор или несколько соборов, а дома и палаты князей и знати дополняли ансамбль, вокруг которого располагались уже более скромные дома торговых и посадских людей. За стенами крепости начинались слободы или посады, также блестяще вписанные в ландшафт: улицы шли по берегам рек, ручьев, по гребням холмов. Доминантами посадов были приходские храмы, на схождении и поворотах улиц, так что каждый отрезок получал отдельную эстетическую ценность. Часть посада в крупных городах зачастую обносилась вторым рядом стен, что придавало городу еще более насыщенный архитектурный облик.

 Монастырь — центр вне центра

Русский монастырь – уникальное архитектурное явление. Это и город в городе, и дополнительная крепость, и яркий архитектурный ансамбль вне центра. Например, в Москве это: Сретенский, Рождественский, Высоко-Петровский, Новоспасский, Симонов, Данилов, Донской, Новодевичий. Монастыри – крепости на дальних подступах к главным городам сами становились началом нового города.

Преемственность

Во второй половине XVIIIвека города стали достраиваться и перестраиваться по утвержденному высочайшим указом плану. Эта застройка прослеживается во многих старых городах: Ярославле, Коломне, Твери и т.д. Но важно то, что первоначальные городские ансамбли сохранялись в центре композиции, а новые постройки грамотно и бережно сочетались с более древними.

 Силуэт

Архитектура русского города нарядна и весела, не угрюма, она берет лучшее у природы и встраивается в ландшафт, избегая прямолинейных, двухмерных рисунков. Высокие крыши – чтобы не наваливался снег и сливался дождь – усложняли и украшали фасады, которые никогда не были плоскими.

Главное и второстепенное

Такое четкое разделение касается и отдельных ансамблей и города в целом. «Большие» (древнее название) улицы отходят от центра, создавая между собой сеть мелких улиц и переулков.

Оптимальные масштабные соотношения

Некоторые специалисты полагают, что русские зодчие при строительстве стен, башен, колоколен руководствовались некими таинственными цифрами, которые позволяли определить оптимальную высоту строения, и по этому умению в том числе искусство зодчего оценивалось. Лютеранин — градостроитель Вилим Мертенс даже пытался высчитать это число и писал, что высота колоколен должна превышать уровень рядовой застройки в 2, 3 или 4 раза, но это скорее всего домыслы немца, потому что колокольня Ивана Великого превышает Собор Кремля в 3,5 раза.

От частного к общему

В городской застройке ансамбль каждого здания имел не меньшее значение, чем целиком городской. При этом, несмотря на то, что объемность и высота построек были разными, их взаимосвязь была в строгих пропорциях, образуя гармоничный и не однообразный ансамбль. Часто крупный массивный объем может соседствовать с ажурной колокольней, как в Новгороде или Сергиевом-Посаде.

Всегда объем

Объемность достигалась разными способами – и детализацией элементов фасадов декоративными средствами (эталон – Собор Василия Блаженного), и расположением ансамблевых сооружений в определенных поворотах одной постройки по отношению к другой, так, что отдельная плоскость практически не бывает в поле зрения.


Читайте также: