Мир ребенка вспоминается нам, взрослым, причудливым и волшебным.  Но именно наши воображаемые детские игры во многом определили то, кем мы стали сейчас. Тем интересней заглянуть в императорские дворцы с их детскими, где воспитывались будущие наследники престола. Во что же играли царские дети и как эти ребяческие забавы формировали характер будущих правителей?

В императорских семьях были свои устоявшиеся традиции. К примеру, дарить годовалому мальчику деревянного коня к концу первого года жизни. Вряд ли ребенок этого возраста мог оценить дорогую игрушку по достоинству, но этот подарок был скорее символичным, чем практичным. Еще раньше существовал целый обычай – «сажание на коня»: с возрастом каждый мальчик должен был проходить такое посвящение, делавшего его мужественным и бесстрашным, ведь он будущий воин.

А со времен детства Петра I этот обычай был замаскирован в детскую игру и стал новой традицией. Коня делали как настоящего: деревянное  седло обивали войлоком и красным сафьяном, из серебра делали пряжки и уздечки, украшали игрушечную фигурку изумрудами.

Воспитать боевой дух ребенка, который в будущем должен быть главнокомандующим во многих сражениях, было главной задачей. Многое, что мы знаем об играх первого императора, связано с военной тематикой. У наследника имелись и игрушечные барабаны,  и расписные знамена, и другое игрушечное оружие: луки, топоры и булавы.

В то же самое время император должен был вырасти разносторонне развитой личностью, поэтому и игрушки ему подбирались разнообразные. Сохранилась маленькая карета, сделанная специально для Петра I: вся она была обита бархатом и позолочена, «а на стеклах писаны цари и короли всех земель».  Запрягались в нее специальные небольшие лошади особой породы.

Были у царского ребенка и качели на веревках, обшитых бархатом, различные фигурки птиц и животных, расписанные лучшими мастерами, от настоящих не отличишь. И даже миниатюрные цимбалы, чтобы развивать музыкальные способности царского сына. Для игр Петра строились сладкие города и ледяные горки.

Однако из всех петровских «потешек» именно военные оказались потом частью его взрослой жизни и запомнились в истории: потешное войско и флотилия стали не просто игрой, но частью образования, личности будущего императора. Он правил всю жизнь так же, как играл.

Перенесемся в XIX век, в детскую Александра I. Многое изменилось с тех пор. К началу века появились разные механизмы, диковинные для тех времен – заводные игрушки: барабанщик и солдатики, кукла, которая сама себе расчесывала волосы.

Руководила воспитанием наследника властная и любящая бабка — Екатерина II, которая давала распоряжение, чтобы игры цесаревича проходили в строгости и тишине.

Александру быстро надоели эти детские забавы, слишком скоро повзрослел наследник. Простые игры уже не интересовали его – вместо игрушек наследник забавлялся столярным искусством, печатанием на карманной машинке, раздобытой им в Германии, ловлей рыбы, планированием путешествий по глобусу. Строгие требования, которые предъявлялись к будущему императору почти что лишили его детства с той приятной беспечностью и сразу же возложили на юные плечи груз ответственности за всю страну.

Общее детство у них было с братом Николаем – однако младшему в семье намного больше были по душе военные игрушки царских детей. Уже взрослым, император вспоминал свое первое деревянное ружьецо и любимых лошадок, а больше всего нравились ребенку оловянные солдатики. Даже после того как он вырос, продолжал коллекционировать эти в точности воссоздающие военные чины и костюмы стройные фигурки. В детские игры он любил включать исторические детали и позже эти качества, любовь к строгости и порядку, сделают из его образа «жандарма Европы».

Кристина Гогорян


Читайте также:

Игрушки русских императоров: 2 комментария