Всего в иконографии Креста насчитываются десятки разных вариантов. Но есть среди них несколько особенно значимых для истории русского православия.

«Греческий» или «корсунский» крест. Традиционный для Византии и, по преданию, древнейший русский крест: князь Владимир после крещения вывез из Корсуни именно такой крест и установил его на берегу Днепра в Киеве.

«Патриарший крест», шестиконечный. Также пришел из Византии. Иногда используется как символ православия. Такой формы, например, медный крест преподобного Авраамия Ростовского (18 век). В католической традиции также получил распространение как «лотарингский».

«Русский Православный». Наклон нижней перекладины символически указывает на значение креста как мерила, «весов» поступков человека. Такой крест (как правило, шестиконечный) с раннего средневековья известен на Руси.

Восьмиконечный крест, распространенный на Руси — с «титлом» (надписью «Се есть Иисус, Царь Иудейский») и «подножием». Восьмиконечным является и «Голгофа», или схимнический крест. С 11 века под его нижней косой перекладиной появляется символическое изображение головы Адама.

К 16 веку на Руси стали добавлять к изображению особый набор подписей: «М.Л.Р.Б.» – «место лобное распят бысть», «Г.Г.» – «гора Голгофа», «Г.А.» – «глава Адамова». А буквы «К» и «Т» означают копие воина, пронзившее Христа, и трость, на которой Господу подали губку. «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» — Победитель; на титле или около нее надпись: «СНЪ» «БЖIЙ» — Сын Божий иногда — но чаще нет «I.Н.Ц.И» — Иисус Назорей Царь Иудейский; «ЦРЪ» «СЛВЫ» — Царь Славы. Такие кресты вышивают на облачениях монахов-схимников, погребальном саване, изображают на четырех стенах при освящении храмов и домов.

«Седмиконечный» русский крест. Крест такой формы можно видеть как на иконах северного письма, например, псковской школы XV века,  так и на куполах русских храмов.


Читайте также: