Особое место среди древнейших христианских святынь занимают священные покровы — погребальные реликвии Христа. Их две, и они достаточно знамениты: это Туринская плащаница и Сударь из Овьедо.

Сударион.

Согласно иудейской традиции, на лицо покойнику клали особый плат – такой плат, положенный на лицо Христа, известен как сударион. Он упомянут в Евангелии от Иоанна (20:6-7): «плат, который был на главе Его» — после Вознесения, он лежал «особо свитый, на другом месте» по отношению к савану.

Из Иерусалима в Овьедо.

Сударь (или сударион) хранился под Иерусалимом, в пещере при монастыре св. Марка еще в 570 г. Но в 614 г., при нашествии персов, его унесли из Палестины, он попал в Испанию (Картахена-Толедо-Овьедо последовательно служили его пристанищем). В начале IX в. астурийский король Альфонсо II построил для него в Овьедо Камара Санта – особое здание-капеллу. Реликвия находилась в дубовом ларе, который позднее оковали серебряными рельефными пластинами. Вокруг Камара Санта со временем вырос обширный собор Сан-Сальвадор. Сегодня копия судариона выставлена под стеклом перед входом в капеллу – ее можно рассмотреть подробно, в отличие от самой реликвии, которая расположены в глубине алтарной части, отгороженной решеткой; более того, перед сударионом стоит реликварий с крестом, визуально перекрывающий погребальный плат со следами крови Христа (но Святого Лика на нем, в отличие от плащаницы, нет).

Туринская плащаница.

О туринской плащанице написано и сказано так много, что не будем повторяться. Отметим только, что расположение кровавых пятен на сударионе из Овьедо и плащанице (в области лица) совпадают. Ткань одинаковая, содержит следы идентичной пыльцы палестинских растений, и группа крови в обоих случаях одна, типичная для Восточного Средиземноморья (впрочем, с определением группы крови все не очень просто). Но вполне очевидна связь между двумя реликвиями, а сударион постоянно находится в поле зрения с VII в., что служит аргументом в пользу подлинности Туринской плащаницы.

Иллюстрации:

1. Камара Санта в Овьедо

2. Сударь в Овьедо

3. Обычный вид и негатив Туринской плащаницы

Ольга Чумичева



Священные Покровы: 2 комментария