Пока современные родители испытывают на своих детях самые прогрессивные технологии воспитания детей, давайте вспомним русские народные педогогические традиции. Начнем с поморской системы воспитания, которая подарила России Михайло Ломоносова.

 Возможно, современные педагогические методики и способствуют всестороннему развитию ребенка и интеграции его в современные социальные реалии, однако нравственный аспект у них находится не на первом плане.

 Кто такие поморы?

Поморами называли потомков древних новгородцев и карел, селившихся начиная с XII века на юго-западном и юго-восточном побережье Белого моря. От этнонима «поморы» произошел топоним юго-западного побережья Белого моря – Поморский берег. В период с XII века по XV век Поморье было колонией Новгородской республики, откуда и произошло большинство поселенцев. Из поморов вышли такие знаменитые люди, как ученый Михаил Ломоносов, скульптор Федор Шубин, священник Иоанн Кронштадтский, а также такие землепроходцы, как Ермак Тимофеевич, Семен Дежнев, Ерофей Хабаров. Бессменный управитель Аляски Александр Баранов тоже был родом из поморов.

Главные ценности, на воспитание которых ориентировалась поморская традиция, были почитание старших, уважение к женщине, честность и коллективизм, гостеприимство, чувство собственного достоинства. Без этих качеств в поморской среде человек считался неполноценным и не был способен быть частью сообщества.
Во все времена поморскую семью отличали высокая нравственность, уважительные отношения между родителями и детьми, стремление научить своих чад грамоте, воспитать в них способность к независимым суждениям. Очевидно, поэтому поморская земля на протяжении столетий рождала свободомыслящих, крепких духом, неустрашимых людей, способных сохранять свои личностные качества в любых жизненных обстоятельствах.

Традиционная поморская семья была основой социального устройства на российском севере на протяжении столетий. От традиционной русской семьи она отличалась полным равноправием между мужчинами и женщинами, отлаженной системе воспитания детей (включая обязательное обучение грамоте) и в высоком уровне морали.

Равенство мужчин и женщин в Поморье было обусловлено тем обстоятельством, что поморские мужчины столетиями ежегодно уходили на промыслы, оставляя домашнее хозяйство на своих жен. Поморские «жонки», подолгу заменявшие хозяев, называлась «большухами», и им беспрекословно подчинялись все члены больших поморских семей. Именно эти уверенные в себе, умные и грамотные северные женщины, были примером независимого поведения для подрастающих поморов.

Мальчики с детства видели, что женщина справляется с обязанностями главы семейства наравне с мужчинами, что ее уважают и слушаются все родственники. Поэтому, становясь мужчинами, молодые поморы относились к своим собственным женам с уважением. В поморской среде даже не употреблялось русское слово «баба», которое считалось унизительным. Женщин поморы называли и называют «жонками».

Мат в поморском сообществе был строго табуирован.  Интересно, что даже на дальних промыслах, в чисто мужской компании матерная брань считалась большим оскорблением для общества. Ну, а вставить крепкое словцо в обществе детей или женщин мог только умалишенный..

Воровство среди поморов полностью отсутствовало, и совсем еще недавно дома в Поморье не закрывались на замок. Хозяину достаточно было приставить к дверям палку, которая означала, что посторонним вход воспрещен.

Повсеместно в Поморье было распространено «почитание книжное», которому детей начинали учить с наступлением отрочества — пятилетнего возраста. В поморском народном календаре для начала обучения грамоте даже была выделена особая дата — Наумов день (14 декабря), когда пятилетнему ребенку родители впервые давали азбуку. По достижении юношеского возраста многие молодые поморы отправлялись на двух — трехлетнее обучение в местные старообрядческие скиты.

Образ жизни поморской семьи был образовательным и воспитательным пространством, в котором из поколения в поколение формировались, передавались, сохранялись и развивались традиции и обычаи. Эта микросреда способствовала как стихийному и целенаправленному формированию личности помора. Особая сила влияния этих традиций и норм состояла в том, что ребенок с самого раннего детства осваивал их незаметно для самого себя, естественно и просто, намного раньше, чем начинал понимать их содержание и смысл. Одной из главных особенностей Поморья было то, что вплоть до начала XX века здесь традиционно сохранялась «большая» семья.

В тексте использованны материалы «Культурного Наследия Архангельского Севера«


Как воспитать помора?: Один комментарий

  1. Не печальтесь Иван, пока Вам жаль терять их (критерии нравственности), ─ они не утеряны!
    Рефлексируя на Ваш невеселый вопрос: «Кто в современном обществе сможет жить по таким критериям нравственности?»- осмелюсь ответить так. Во-первых, я знаю таких людей, и, заметьте, они не одиноки.
    Во-вторых, любое общество, пока оно живо как общество, имеет свои критерии нравственности. Такие или какие-то другие, не важно, ( поиск продолжается, и думается, никогда не прекратится «Все течет, все изменяется.» ─ не я сказала, ─ Соломон). Меняются условия существования обществ, меняются общества, меняются устои, критерии жизни и нравственности. Важно одно, чтобы в обществе ключевым словом (сколь угодно навороченного словосочетания) в поиске оставалось бы слово «нравственность», без которой любое общество ─ простое собрание людей ( сознательно не применяю таких слов как «сборище», «толпа», «тусовка» ─ не люблю большевицкую брань ─ к людям в любом случае нужно относиться уважительно, уже по тому, что каким бы ни был «режим», все — равно все зависит от человека и только от него (поверьте взрослому человеку).