Говорят, что у каждого города, основанного в древности или в средневековье, есть свое тайное имя. По легенде, его могли знать лишь несколько человек. В тайном имени города был заложен его ДНК. Узнав «пароль» города, враг без труда мог завладеть им.
Согласно древней градостроительной традиции, в начале рождалось тайное имя города, затем находилось соответствующее место, «сердце града», которое символизировало Древо мира. Причем не обязательно, что пуп города должен находиться в «геометрическом» центре будущего города. У города почти, как у Кощея: «…смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт».
Интересно, что древние и средневековые градостроители всегда оставляли подсказки. Любовь к ребусам отличала многие профессиональные гильдии. Одни масоны чего стоят. До профанации геральдики в эпоху Просвещения роль этих ребусов выполняли гербы городов. Но это в Европе. В России до XVII века вообще не было традиции зашифровывать суть города, его тайное имя, в гербе либо другом каком-то символе. Например, Георгий Победоносец перекочевал на герб Москвы с печатей великий московских князей, а еще раньше — с печатей Тверского княжества. Отношения к городу это никакого не имела.
На Руси отправной точкой для возведения города был храм. Он был осью любого населенного пункта. В Москве, это роль на протяжении веков выполнял Успенский собор. В свою очередь, согласно византийской традиции, храм должен был быть построен на мощах святого. При этом мощи обычно полагались под алтарем (иногда также с одной из сторон алтаря или у входа в храм). Собственно мощи и являли собой «сердце города». Имя святого, по-видимому, и являлся тем самым «тайным именем». Иными словами, если бы «закладным камнем» Москвы был собор Василия Блаженного, то, и «тайное имя» города было бы «Васильев» или, скажем «Васильев-град».
Однако мы не знаем, чьи мощи лежат в основании Успенского собора. Нет ни одного упоминания об этом в летописях. Вероятно, имя святого держалось в тайне.
В конце XII века на месте нынешнего Успенского собора в Кремле стояла деревянная церковь. Сто лет спустя московский князь Даниил Александрович построил на этом месте первый Успенский собор. Однако по неизвестным причинам через 25 лет Иван Калита строит на этом месте новый собор. Интересно, что храм был построен по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Не совсем ясно почему? Георгиевский собор вряд ли можно назвать шедевром древнерусского зодчества. Значит, было еще что-то?
Храм-образец в Юрьеве-Польском был построен в 1234 году князем Святославом Всеволодовичем на месте на фундаменте белокаменной церкви Георгия, которая была сооружена в 1152 при основании города Юрием Долгоруким. Видимо, этому месту уделялось какое-то повышенное внимание. А строительство такого же храма в Москве, возможно, должна была подчеркнуть какую-то преемственность.
Успенский собор в Москве простоял менее 150 лет, а потом Иван III вдруг решил его перестроить. Формальная причина – ветхость сооружения. Хотя полторы сотни лет для каменного храма не Бог весть какой срок. Храм разобрали, а на его месте в 1472 году началось строительство нового собора. Однако 20 мая 1474 года в Москве произошло землетрясение. Недостроенный собор получил серьезный урон, и Иван принимает решение разобрать остатки и начать строить новый храм. Для строительства приглашаются зодчие из Пскова, но те, по загадочным причинам, категорически отказываются от строительства.
Тогда Иван III, по настоянию своей второй супруги Софьи Палеолог, посылает эмиссаров в Италию, которые должны были привезти в столицу итальянского архитектора и инженера Аристотеля Фьораванти. Кстати, на родине называли «новых Архимедом». Это выглядит совершенно фантастически, поскольку впервые в истории Руси на строительство православного храма, главного храма Московского государства, приглашается зодчий-католик!
С точки зрения тогдашней традиции – еретик. Почему был приглашен итальянец, который в глаза не видел ни одного православного храма, остается тайной. Может быть, потому, что ни один русский зодчий не захотел иметь дело с этим проектом.
Строительство храма под руководством Аристотеля Фьораванти началось в 1475 году, а закончилось в 1479. Интересно, что в качестве образца был избран Успенский собор во Владимире. Историки объясняют, что Иван III хотел показать преемственность Московского государства от бывшего «стольного града» Владимира. Но это опять выглядит не очень убедительно, поскольку во второй половине XV века былой авторитет Владимира едва ли мог иметь какое-то имиджевое значение.
Возможно, это было связано с Владимирской иконой Божией матери, которую в 1395 года перевезли из владимирского Успенского собора в московский Успенский собор, построенный Иваном Калитой. Однако прямых указаний на это история не сохранила.
Одна из гипотез, почему русские зодчие не взялись за дело, и был приглашен итальянский архитектор, связана с личностью второй жены Иоанн III, византийки Софьи Палеолог.
Об это немного подробнее.
Как известно, в жены Ивану III греческую принцессу активно продвигал римский папа Павел II. В 1465 году ее отец, Фома Палеолог, перевез ее с другими своими детьми в Рим. Семья поселилась при дворе папы Сикста IV.
Через несколько дней после их прибытия Фома умер, приняв перед смертью католичество. История не оставила нам сведений о том, что Софья перешла в «латинскую веру», однако вряд ли Палеологи могли оставаться православными, живя при дворе папы Римского. Другими словами, Иван III, скорее всего, посватался католичке. Причем, о том, что Софья перешла перед свадьбой в Православие, не сообщает ни одна летопись. Венчание происходило в ноябре 1472 года. По идее, оно должно было происходить в Успенском соборе. Однако незадолго до этого храм был разобран до фундамента, чтобы начать новое строительство. Это выглядит очень странно, поскольку, по меньшей мере, за год до этого было известно о грядущей свадьбе. Удивительно и то, что венчание произошло в специально построенной возле Успенского собора деревянной церкви, которую снесли сразу же после обряда. Почему не был выбран другой кремлевский собор, остается тайной?
Возможно, «закладной» реликвией могли стать мощи неправославного святого. Как известно, Софья привезла в качестве приданного много реликвий, включая православные иконы и библиотеку. Но, вероятно, не обо всех реликвиях мы знаем. Не случайно же папа Павел II так лоббировал этот брак.
Если во время переустройства храма произошла смена мощей, то, согласно русской традиции градостроительства, сменилось «тайное имя», а главное судьба города. Люди, которые хорошо и тонко понимают историю, знают, что именно с Ивана III началась смена ритма России. Тогда еще Руси.
Алексей Плешанов
Даже не думал, что у Успенского собора такая богатая история!
Замечательная информация для анализа исторических перемен не только в Москве, но и по всей стране с т.з. эзотерики.
Успенский собор во Владимире — выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси. Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нем венчались на великое княжение Владимирские и Московские князья. Памятник русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Аристотеля Фиораванти. Один из немногих храмов, в котором сохранились уникальные фрески Андрея Рублева. В 1992 г. Успенский собор был включен в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Невозможно читать. Ошибок и опечаток куча. Редактируйте хоть что ли.
Я вот прочитала одним махом,какая интересная публикация,даже ошибок не заметила!!!
You write so honestly about this. Thanks for sharing!
Your answer shows real intelligence.
It’s good to see someone thinking it through.
Umm, are you really just giving this info out for nothing?
It’s good to see someone thinking it through.
What I find so interesting is you could never find this anywhere else.
This is the ideal answer. Everyone should read this
Gosh, I wish I would have had that information earlier!
What a neat article. I had no inkling.
Thanks for introducing a little rationality into this debate.
Wow, that’s a really clever way of thinking about it!
Great article, thank you again for writing.
AKAIK you’ve got the answer in one!
So excited I found this article as it made things much quicker!
I can already tell that’s gonna be super helpful.
You make things so clear. Thanks for taking the time!
Ab fab my goodly man.
This article is a home run, pure and simple!
Why does this have to be the ONLY reliable source? Oh well, gj!
Your honesty is like a beacon
You make things so clear. Thanks for taking the time!
If you’re reading this, you’re all set, pardner!
BS low — rationality high! Really good answer!
If your articles are always this helpful, «I’ll be back.»
You’ve managed a first class post
I read your posting and was jealous
I was struck by the honesty of your posting
The honesty of your posting shines through
I’m impressed by your writing. Are you a professional or just very knowledgeable?
We need more insights like this in this thread.
Me and this article, sitting in a tree, L-E-A-R-N-I-N-G!
Short, sweet, to the point, FREE-exactly as information should be!
Got it! Thanks a lot again for helping me out!
Absolutely first rate and copper-bottomed, gentlemen!
I love these articles. How many words can a wordsmith smith?
Автор написал полнейший бред. Так забавны фантазии автора касаемо того, что Софья, дескать, католичка и принесла с собой католические мощи (ни первое ни второе утверждение не находят убедительных доказательств в источниках). Очень разозлила фраза «Георгиевский собор вряд ли можно назвать шедевром древнерусского зодчества» — какое невежество! В своем первоначальном облике он являл собой вершину владимирской школы, а резьба по камню, размещенная на стенах собора, не имеет аналогов по мастерству и точности исполнения во всей средневековой Руси
That’s ralley shrewd! Good to see the logic set out so well.
Бред какой-то. Опять домыслы и «сплетни в виде версий». Всё им неймётся. РОССИИ католицизм не нужен, в руководстве католиков не было. Не выдавайте желаемое за действительное.
Иван Грозный говорил латинянам: Ереси на Руси не допущю, вы перед Богом сели, а мы как стояли так и будем стоять». Тогда только и была Святая Русь, когда от царя до последнего холопа знали свое предназначение жизни на земле и стремились жить так.