Я смотрю на картины Нестерова. И ничего не чувствую. Совсем ничего…

ХУДОЖНИК ДЛЯ ВСЕХ И НИ ДЛЯ КОГО

Я с великим усердием всматриваюсь в полотна, а сердце молчит. Может быть, я что-то не понимаю. Может, что-то не понимал Михаил Нестеров. Вроде Русь, вроде святые старцы, но в душе тишина.

 ХУДОЖНИК ДЛЯ ВСЕХ И НИ ДЛЯ КОГО

Возможно, что-то с цветом? Слишком мало красного, который так просит русская душа. Все в какой-то зеленовато-желто-голубой, холодной, дымке. Студеный воздух ощущаешь через полотно. Тотальная осень! Тотальное умирание! Создается впечатление, что люди на полотнах Нестерова неживые. Почти призраки. Атмосфера безмолвной печали. Но плакать не хочется. Как, впрочем, и смеяться. 

ХУДОЖНИК ДЛЯ ВСЕХ И НИ ДЛЯ КОГО

Возможно, «душевному» человеку, как я, склонному к «смачным», физическим образам, бессмысленно искать в полотнах художника знакомую, «волнующую», предметность. На картинах Нестерова физический мир спит в летаргическом сне. Крепко спит. Спит мертвецким сном и…остывает. И здесь на первый план выходит Духовное, невесомое, призрачное с точки зрения Физического.

ХУДОЖНИК ДЛЯ ВСЕХ И НИ ДЛЯ КОГО

Другой великий художник, Маковский, тоже «имевший проблемы» с восприятием Нестерова, дал творчеству мастера, на мой взгляд, такое заключение:

«Это тоже — поэзия чего-то большого и смутного, выходящего за грани личности. Не поэзия индивидуального вдохновения, но поэзия, говорящая о далях и озаренностях народа. Надо вглядеться пристально в их картины, надо забыть о многом внешнем, мешающем, случайном, отдаться наваждению — и тогда, тогда вдруг по-иному засветятся краски, и оживут тени, и улыбнется кто-то, таинственный, «на другом берегу».

Вглядывался, забывал о внешнем, отдавался наваждению – все тщетно. Видимо, то, что «за гранью личности», это не к нам, к людям «душевным». Чтобы по-настоящему понять Михаила Нестерова, нужно быть «духовным» человеком, как герои и персонажи его картин, похожие на фантомы. Правда, в этом случае нас вряд ли будет интересовать живопись.

Алексей Загорский


Художник для всех и ни для кого: 2 комментария

  1. Неудивительно, что автор заметки «ничего не чувствует»… Не так смотрит.

    А мне, например, картины Нестерова очень нравятся. Между прочим, я атеист.
    Странно, а?…
    Потому что его картины не о вере, а о душе. О России. О всей Земле. Волга какая! И у Левитана она такая же. Вот такая она и на самом деле.

  2. Тухлость и бледность красок, слезливо-приторные образы святости, согбенные призрачные силуэты – это не черты «русской духовности», а то как воспринимал её интиллегентный серебряный век. Для него синонимом духовности и неотмирности во многом была болезненность. Характерный пример: Нестеров пишет юного Сергия Радонежского в «Видении отроку Варфоломею» с какой-то больной чахоточной девочки…
    Просмотрите образы святости послепетровской России (от розовощёких купидонов 18 века до «мясисто» -психологически проработанных персонажей вроде репинского Николая Мирликийского или росипсей Васнецова до болезненностей Нестерова) с иконописными образами века так до 16 и почувствуйте разницу. Восхищение духовностью в понимании Нестерова очень нас характеризует…