Дидахе — один из самых древних памятников христианской литературы. Он завораживает своей стариной. Здесь мы можем найти практические уроки, которые были переданы двенадцатью апостолами и зафиксированы в рукописях.

В то время еще существовали странствующие апостолы и пророки, а чин Евхаристии  был достаточно прост. Дидахе — по сути первый катехизис, куда вкраплены назидательные, в том числе и евангельские, изречения. Перед крещением было необходимо научить крещаемого тому, о чем говориться в тексте, и только потом можно было крестить.

Время написания Дидахе — это время, когда Церковь уже отделилась от синагоги, но все еще заметно иудейское влияние. Время иудеохристиан — тех иудеев, которые переходили в христианство, но никак не могли расстаться со старыми порядками. Время язычников, принимающих христианство. Это время перехода, когда правительство еще не умело отличать христиан от иудеев. Когда ранняя Церковь могла еще жить спокойно до того периода яростных гонений на Церковь при императоре Диоклетиане.

дидахе_2

Крещение

Сказано:

«Что же касается крещения, то крестите так: предварительно всё это сказав, крестите в проточной воде во имя Отца и Сына и Святого Духа».
«Если же у тебя нет проточной воды, то крести в другой воде; если не можешь крестить в холодной воде, то крести в тёплой».
«А если у тебя нет ни той, ни другой, то трижды полей водой на голову крещаемого во имя Отца и Сына и Святого Духа».
«А перед крещением пусть попостятся крещающий и крещаемый и, если могут, то и некоторые другие; крещаемому же вели попоститься перед крещением один или два дня».

С тех самых давних пор, когда появились эти первые наставления о том, какою водою крестить, и как должен проходить обряд крещения, и до сегодняшнего дня Церковь продолжает придерживаться этих наставлений. Именно так начинает складываться обряд крещения. Православная Церковь и сейчас крестит во имя Отца и Сына и Святого Духа. В древней Церкви были засвидетельствованы отдельные случаи крещения кровью. Отважные христиане перед лицом смерти отказывались отрекаться от Христа, и даже если правильный обряд не был совершен, то считалось, что они были крещены в своей собственной крови.

Пост и молитва

Почему православные постятся в среду и пятницу, а не во вторник и четверг, как иудеи? Это заложено в паре строк из этого древнего текста, где иудеи беспощадно названы лицемерами. А молиться полагается трижды в день, произнося молитву «Отче Наш», как учил в писаниях сам Господь Иисус Христос.

дидахе_3

 Сказано:

«А ваши посты да не будут в одно время с постами лицемеров: так как они постятся во второй и в пятый день после субботы; то вы поститесь в четвёртый день и в день приготовления к субботе».
«И молитесь не как лицемеры, а как в Своей Доброй Вести повелел Господь, то есть молитесь так: Наш Отец, Который на небе, Да будет освящено Твоё имя, Да придёт Твоё Царство, Да будет Твоя воля и на земле как и на небе; Дай нам на этот день наш каждодневный хлеб, И прости нам наш долг, Так же как и мы прощаем нашим должникам, И не введи нас в искушение, Но избавь нас от зла: Потому что Твоя во веки есть сила и слава».
«Молитесь так трижды в день».

Евхаристия и богослужение

 Первое значение Евхаристии было благодарение — благодарение Господа за все, что он сделал для своего избранного народа, для своего нового народа — христиан, и для всего человечества, за великое дело спасения. В этом древнем памятнике мы можем увидеть осознание первыми христианами Крестной Жертвы Христа, и увидеть, начатки формирования первой литургии.

Сказано:

«А что касается благодарения, то благодарите Бога так:
Сперва о чаше: Благодарим Тебя, наш Отец, за святую лозу Давида, Твоего Слуги, Которую Ты нам явил через Твоего Слугу Иисуса; Слава Тебе во веки». «О преломляемом же хлебе: Благодарим Тебя, наш Отец, За жизнь и познание, Которые Ты нам явил через Твоего Слугу Иисуса; Слава Тебе во веки».
«Как этот преломляемый хлеб был рассеян по горам и, будучи собранным, стал одним, Так да будет собрана от концов земли в Твоё Царство и Твоя Церковь: Потому что через Иисуса Христа Твоя во веки есть слава и сила». «И пусть никто не ест и не пьёт от вашего благодарения, кроме крещённых во имя Господа: так как и Господь об этом сказал: «Не давайте святыни псам».
«А после того, как вы насытились, поблагодарите так:
Благодарим Тебя, Святой Отец, За Твоё святое имя, Которое Ты вселил в наши сердца, И за познание и веру и бессмертие, Которые Ты нам явил через Твоего Слугу Иисуса; Слава Тебе во веки». «Пророкам же позволяйте благодарить столько, сколько они хотят».