Тема, которую мы хотим поднять, может вызвать непонимание. Но мы основываемся на высказываниях Отцов церкви, собранных одним из лучших преподавателей православного богословия Московской духовной академии. Это мнение поддерживают многие священники, не зря в последние годы церковь предъявляет все больше требований к родителям, восприемникам младенца, и взрослым крещаемым.

Главное, что нужно иметь в виду: в древней церкви крещение младенцев было редким явлением, хотя и существовало, и некоторые отцы церкви писали о том, что младенцев возможно крестить, например, в случае угрозы жизни. Но обычно кандидаты в крещение были дети не очень большие, но уже достаточно развитые, чтобы получить какое-то обучение, и как пишет Григорий Богослов, чтобы они могли участвовать в чинах собственного крещения. Такая же практика была и на Руси в XI веке по правилам киевского митрополита Иоанна I.

Вот несколько цитат из Святых отцов.

Святитель Григорий Нисский: «Не искусившийся во зле младенец, поскольку душевным очам его никакая болезнь не препятствует в причастии света, пребывает в естественном состоянии, не имея нужды в очищении к восстановлению здравия, потому что в начале не принял в душу болезнь».

Феофан Затворник сомневающимся писал: «А дети все ангелы Божьи суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надо предоставлять Божьему милосердию. Они не пасынки и не падчерицы Богу, он сам знает, что и как в отношении к ним учредить.

Григорий Богослов писал уже не только о младенцах: «Не принявшие крещения не будут у праведного судьи ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя и не запечатлены, однако же и не худы».

Арсений Афонский: «Не следуют отвергать и тех, которые родились мертвыми или не успели быть окрещены. Они не виноваты, что не получили святое крещение, а отца небесного обители многие суть, в числе коих есть такие, в коих будут покоиться такие младенцы… Так думать – не противно религии, о чем свидетельствуют и святые отцы. Молиться за них родители могут с верою в милосердие божие».

Профессор богословия Алексей Осипов: «Все прекрасно понимали, что человек спасается не крещением, а христианской жизнью. Крещение же является вспомоществующим даром благодати божьей. И не причащались, конечно, но были уже святы. Они делали все, кроме причастия. У Василия Великого и мать, и бабка были причислены к лику святых, но Василий Великий принял крещение в 30 лет, причем он уже жил в монастыре и написал устав монастырской жизни.

Часто говорят в миру, что некрещеный младенец якобы погибнет. Это в целом — богохульство. Ефрем Сирин считает, что младенцы даже выше многих святых, когда пишет: «Хвала тебе, боже наш, из уст грудных младенцев и детей, которые как чистые агнцы в Эдеме упитываются в царстве. Кратки были дни их на земле, но блюдется жизнь им в Эдеме, и родителям всего желательнее приблизиться к их обителям.»

Алексей Осипов: «Вопрос очень простой. Можно совершать таинство над человеком, который не понимает, что над ним делают? Воспользоваться его непониманием? Его можно не только крестить, но и причастить, обвенчать, рукоположить? Если да, то это какое-то новое учение. «Кто веру имеет и крестится, спасен будет». Первым условием в этих словах Христос поставил веру. Задача человека состоит в том, чтобы подготовить человека к крещению. В противном случае проку не будет, ибо Бог не может спасти человека без веры самого человека». Вспомните эпизод: ученики не допускают к Христу детей, а он говорит: «Не мешайте детям приходить ко мне, таковых есть царствие небесное. Если не станете, как дети, не войдете в царствие небесное». Интересно, о каких детях он говорит? Конечно же, о некрещеных детях. И никто никогда из святых отцов не сомневался в этом».

Конечно, в таинстве крещения не приходится сомневаться, независимо от возраста, никто не мешает крестить младенцев. Но куда важнее воспитать человека в христианстве, ведь некрещеному человеку в церкви почти все можно: и ходить в храм, и принимать святую воду, и просфору, и участвовать во всех церковных праздниках, и соблюдать пост, и молиться, и блюсти правила. Однако этого и родители младенца чаще всего не делают. Чего же ждать от крещеного?

Теперь ответ на самый важный вопрос: «Почему сейчас обще принято крестить младенцев? Как в православную  традицию вошло крещение младенцев?»

Алексей Осипов: «Начиная с XVI века, особенно в петровскую эпоху российское богословие испытало очень сильное влияние богословия западного. Все эти вещи, включая раннее крещение, были присущи западному богословию, и недаром русский публицист и философ Юрий Самарин говорил о католицизме, что это иудаизм в христианстве. Есть также обтекаемая фраза о том, что крещением мы якобы посвящаем младенца Богу. По мнению профессора Осипова, посвящение – это очень условная форма выражения желания человека, поэтому сказать, что крещение является посвящением младенца Богу – фраза, не имеющая никакого смысла. А вот получение семени нового человека, рождение во Христе человека – это сущностное понимание таинства крещения».