В первой книге Библии — Бытие говорится о сотворении мира. «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.» (Быт. 1, 1-2). Уже здесь, в первых стихах первой главы первой книги Священного Писания упоминается вода.

Сотворение воды

Когда же она была сотворена? Явно, что в этот же первый день. Сотворение земли и неба означает сотворение всего видимого и невидимого мира, всей вселенной, и надо всем носился Дух Святой, оживляя все. Водой было пронизано все мироздание, ибо еще не было разделения вод. Далее, во втором дне творения мы читаем:

«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом» (Быт. 1, 6-8). И в третий день Господь продолжает воплощать Свой замысел о воде: « И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями» (Быт. 1, 9-10). Все на земле было и чисто, и свято. «И увидел Бог: все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1, 31). В то время не было дождей, но «пар поднимался с земли и орошал все лицо земли» (Быт. 2,6). Все земные стихии были на пользу человеку: поддерживали жизнь, сохраняли от разрушения его тело. Это был тот самый рай, что сопутствовал человеку до его грехопадения. И самому человеку было уготовано бессмертие, поскольку «смерти Бог не сотворил»

Но человек был изгнан из рая через грехопадение, общение с духом нечистым.

Грехопадение

Человек, грех и вода связаны неразрывно, и не только вещественно, но и духовно, это обстоятельство определяет взаимодействие их сущностей. Что же произошло с водой? Вспомним о физическом свойстве воды обретать новые свойства под действием внешних факторов. Даже человеческая речь способна изменять структуру воды, тем более такое качественное изменение, как изменение всей человеческой природы, связанной с грехопадением. С грехом в мир вошла смерть, и вода под твердью тоже стала смертной.

Первоначально созданная Господом вода изменилась с грехопадением человека.

Грех вызвал потоп. Грех продолжался и накапливался, продолжая изменять воду. Когда грех стал нестерпимым, через источник жизни — воду — наступила кара небесная.

Бог явил Свою волю погубить человечество, погрязшее во грехе, кроме праведного Ноя и его семьи. Но и для этих людей и их потомков Господь соблаговолил сократить срок жизни. Ной и его предки жили в среднем по 900 лет. Столь отдаленная смерть отдаляла и память смертную. «И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет…» (Быт. 6,3). Замысел Божий был осуществлен через воду.

Волей Божией вода изменилась и обрела совершенно новые свойства, она уже не могла удерживаться в атмосфере в виде пара в тех количествах, как раньше, но обрушивалась на землю в течение 40 дней и ночей ливневыми дождями. «Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли» (Быт. 7, 4). И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под небом… Истребилось всякое существо, какое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных… Вода же усиливалась на земле 150 дней» (Быт. 7, 18-24). «И навел Бог ветер на землю, и воды остановились. И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба. Вода же постепенно возвращалась с земли… Вода постепенно убывала до десятого месяца» (Быт. 8, 1-5).

В результате произошли глобальные изменения всей биосферы. В допотопные времена структура воды была такова, что в атмосфере могли содержаться огромные массы воды. Появление радуги как знака примирения Бога с человеком означало, что закончилось превращение воды под твердью с обретением ею новых свойств.

Вновь измененная вода изменила продолжительность жизни человека, мгновенно изменившись сама. Но никогда вода по милосердию Божию не оставляла людей своими очистительными свойствами. Поэтому не случайны и точные указания относительно воды, данные Господом Моисею.

«И сказал Господь Моисею: пойди к народу, [объяви] и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои.» (Исх. 19,10). «И сказал Господь Моисею, говоря: сделай умывальник медный для омовения и подножие его медное, и поставь его между скиниею собрания и между жертвенником, и налей в него воды; и пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги свои; когда они должны входить в скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть; или когда должны приступать к жертвеннику для служения, для жертвоприношения Господу, пусть они омывают руки свои и ноги свои водою, чтобы им не умереть; и будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их.» (Исх. 30, 17-21). «И привел Моисей Аарона и сынов его и омыл их водою» (Лев. 8, 6).

Обращения к очистительным свойствам воды находим в Ветхом Завете в книге Левит, главах 11, 14, 15, 16 и в других. «Если же не вымоет [одежд своих] и не омоет тела своего, то понесет на себе беззаконие свое.» (Лев. 17, 16). «Возьми левитов из среды сынов Израилевых и очисти их; а чтобы очистить их, поступи с ними так: окропи их очистительною водою, и пусть они обреют бритвою все тело свое и вымоют одежды свои, и будут чисты… И очистились левиты и омыли одежды свои, и совершил над ними Аарон посвящение их пред Господом, и очистил их Аарон, чтобы сделать их чистыми; после сего вошли левиты отправлять службы свои в скинии собрания пред Аароном и пред сынами его. Как повелел Господь Моисею о левитах, так и сделали они с ними. (Числ. 8, 6-7, 21-22).

В книге Чисел (5, 17-28) описано, как священник в скинии с помощью «святой» и «горькой» воды определял верность или неверность жены своему мужу.

Обратим внимание на повторяющуюся фразу: «прикоснувшийся к очистительной воде нечист будет до вечера» (Числ. 19, 21). Данная фраза свидетельствует об инерционности очистительного свойства воды.

Инерционность исчезает при возвращении воде ее первозданной сущности.

Воды Крещения

«Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна иудейская и иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1, 4-5). В этом евангельском тексте мы вновь видим воды очищающие, принимающие грехи человеческие.

Но вот Сын Божий погрузился в воды реки Иордан, и вода обрела святость первоначально созданных вод. По Церковному Преданию, в этот момент воды Иордана потекли вспять, то есть уже здесь, стоя в водах Иордана, Христос, не имея нужды в очищении от грехов, видимо, принял на себя через иорданские воды грехи человеческие. Вода же, Им освященная, становится источником освящения. Она становится для христиан святыней. Вода, освященная на праздник Крещения, обретает особые свойства. Великая агиасма (греч. святыня) рассматривается как своего рода низшая степень святого Причащения.

Нетленность крещенской воды — это независимость ее от времени. Вода являет те же свойства, с какими она была создана Богом, до грехопадения человека. Такая вода бессмертна, как и все созданное Господом, ибо «смерти Бог не сотворил» (прем. 1, 13).

Господь посылает Иоанна крестить в воде, дабы через водное крещение явиться миру. «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1, 33).

«Никогда воды Крещения не способны были бы очищать грехи человеческие, если бы они не были освящены прикосновением к телу Спасителя. Погрузившись в воду, Спаситель освятил воды, бездны и ключи всех источников» (святитель Амвросий Медиоланский).

Воды творения, замутненные и оскверненные грехопадением, ставшие символом смерти и дьявольского разрушения, теперь открываются как «струи иорданские», как начало воссоздания и спасения. Святой Дух, Податель жизни, «носившийся над водами» в начале, снова нисходит на них; и вода — а через нее и весь мир — оказывается снова тем, чем ей предназначено быть: жизнью человека в единении с Богом. Снова наступает время спасения, и мы являемся свидетелями и соучастниками этого начала и благодарим Бога за это.

Господь говорит о необходимости креститься каждому человеку, ищущему спасения. «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). В водах крещения умирает человек «ветхий» (как некогда погиб согрешающий род человеческий в водах всемирного потопа), умирает для его последующего рождения в Духе, и из этих вод рождается человек, освященный благодатию Божией, очищенный от грехов. «Пришел Господь и ту славу и свет, какие погубил Адам преступлением заповеди, возвратил ему Крещением» (преподобный Ефрем Сирин).

Свойства, обретаемые водой при освящении, становятся поистине благодатными. При освящении воды читаются прошения:

  • О еже освятитися водам сим силою и действием и наитием Святаго Духа, Господу помолимся.
  • О еже снизходити на воды сия очистительному пресущныя Троицы действу…
  • О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела, и на великую пользу изрядную…
  • О еже быти сей во очищение душ и телес, всем с верою черпающим же и причащающимся от нея…
  • О еже сподобитися нам исполнитися освящения, вод сих причащением, невидимым явлением Святого Духа, Господу помолимся.

Молясь перед принятием святой воды, мы вспоминаем эти благодатные свойства: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святой и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

«Придите от рабства к свободе, от тирании к царству, от тления к нетлению. Но как, скажете, мы придем? Как? Водою и Духом Святым. Эта вода, соединенная с Духом, есть та самая вода, Которою орошается рай, утучняется земля, прозябают растения, рождают животные, словом, Которою оживотворяется возрожденный человек, в Которой крестился Христос, на которую Дух Святой сошел в виде голубя» (слово на Богоявление Святого священномученика Ипполита Римского).

После Крещения воды изменились, но фарисеи продолжают употреблять воды так же, как и раньше, как воды очищения. Об этом сказано, например, в евангелии от Марка (7, 1-14): «Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима, и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, [придя] с торга, не едят не омывшись». Но Господь ясно дает понять, что пришло уже иное время. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5, 7). «Исполнить» — не значит «выполнить», но значит «дать полноту».

Полнота замысла Божия о воде и о ее помощи человеку заключается уже не только в очистительных свойствах воды, но и в ее способности освящать жизнь человека. Не случайно в Новом Завете говорится уже о воде живой. Иносказательно водой Господь называет уже саму благодать и призывает всех людей испить этой воды. «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую… всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 10-14).

Александр КУРГУЗОВ