В Великий понедельник, мы вспоминаем, как Господь проклял бесплодную смоковницу.

Но отчего этому, казалось бы, незначительному эпизоду отводится столь значимая роль?Церковь своими песнопениями призывает встретить «начатки страстей Господних» и последовать за Господом на пути в Иерусалим. Главные же темы Великого понедельника – это память об Иосифе Прекрасном, живом прообразе Христа страдавшего и прославившегося, и проклятие бесплодной смоковницы. Смоковница символизирует «сонмище иудейское», у которого Спаситель не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую обличил и проклял. Но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния, почему Святая Церковь и взывает к нам: «Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения (проклятия) убоявшеся, братие, плоды, достойны покаяния, принесем Христу, подающему нам велию милость».

В массовой культуре библейское событие нашло отражение в литературных произведениях и поговорках:

  • Бесплодной смоковницей люди называют бездетных женщин.
  • То же образное сравнение снискали и люди, чья деятельность не приносит никому пользы.
  • «Смоковница не приносит плодов оондьянди, а дерево олеванди не приносит смокв» — говорят о неоправдавшихся надеждах в Африке.
  • «Все ветви смоковницы одинаковы» — утверждает молва.