2014 — год юбилея Преподобного Сергия Радонежского. Событие общегосударственного значения. Это и неудивительно. Ведь так велик масштаб этой личности и ее роль в судьбе нашей страны. Из бюджета выделены значительные средства на реконструкцию и ремонт исторических памятников города. Ведь это город-музей, который из года в год влечет к себе не только паломников, но и туристов.
Кириллица выбрала 5 самых значимых достопримечательностей города.

Троице-Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра на протяжении многих лет является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры, куда стекаются паломники из разных регионов страны. Она была основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году.

В 1608-1610 годах обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов. Беспримерная по мужеству оборона монастыря ознаменовалась чудесными явлениями преподобного Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героев-защитников православной твердыни. В 1744 г. монастырь получил почетное наименование Лавры.

Пожалуй, главная «жемчужина» комплекса – Троицкий собор (1422-1425гг), в котором почивают святые мощи преподобного Сергия Радонежского. А в иконостасе храма можно увидеть иконы письма преподобного Андрея Рублева.

 

С 1919 по 1946 год монастырь был закрыт. Лишь на рубеже третьего тысячелетия Троице-Сергиева лавра вернула статус действующего мужского монастыря и духовного центра всей православной России.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (1993 год). Многочисленные лаврские сооружения, возведенные на протяжении XV — XIX вв. лучшими мастерами России, представляют собой своеобразное наглядное пособие по истории русского зодчества.

Черниговский Скит

Скит Троице-Сергиевой Лавры располагается на северном берегу восточного залива верхнего Скитского пруда. Здесь с давних времён находятся кельи монахов, склонных к особенно строгому уединению. Центральный храм скита — Черниговский (1886-1889), под которым прямо в пещере выкопана церковь.На противоположном берегу располагался Гефсиманский скит.

Нынче от него осталась одна только ограда, за которой располагается воинская часть.
Если пещеры Киевско-Печерской лавры в середине нынешнего века отметят своё тысячелетие, а более молодые пещеры Псково-Печёрского монастыря существуют уже более полутысячелетия, то пещеры Черниговского скита появились всего лишь 150 лет назад.

Временем его основания принято считать 1847-й год, когда юродивый Филиппушка, ища уединения, первым попросил разрешения вырыть пещеру. Он много путешествовал и видел подземную обитель Киево-Печерской Лавры. Ему хотелось применить этот опыт здесь, в непосредственной близости от Сергиева монастыря. Примеру Филиппушки последовали многие отшельники. Так подземная обитель была расширена.

Свое название Черниговский скит получил в честь иконы Черниговской Божьей Матери. В 1852 году дворянка Александра Филиппова пожертвовала образ обители.

В 1852 году в обитель пришел Василий Ильич Меркулов, ставший послушником и принявший постриг под именем Варнава. Его совета просили многие паломники, в том числе Николай II. Считается, что отшельник благословил царя на мученическую смерть.

К ХХ веку в скиту жило около 400 человек, а сам скит был популярнее Лавры.
В 1920-е годы на территории скита размещалась тюрьма, позже интернаты для инвалидов и склады. В 1990 году скит был возрождён как мужской монастырь.

Последнее пристанище Розанова

Сергиев Посад — последний город в земном странствии писателя и религиозного философа Василия Васильевича Розанова (1856-1919). Всего три адреса, а за ними — два года трудной жизни в чужой стороне.

Дом священника Андрея Беляева

Розанов с женой и детьми приехал сюда из Петрограда в 1917 году. Этому способствовал о. Павел Флоренский, который нашел для них три комнаты в небольшом доме священника Андрея Беляева. В эти годы писатель с семьей претерпевал страшные лишения и бедность, но не бросал работу.

«В этот страшный, потрясающий год, от многих лиц, и знакомых, и вовсе неизвестных мне, я получил, по какой-то догадке сердца, помощь и денежную, и съестными продуктами. И не могу скрыть, что без таковой помощи я не мог бы, не сумел бы пережить этот год. <…> За помощь — великая благодарность; и слёзы не раз увлажняли глаза и душу…Устал. Не могу. 2—3 горсти муки, 2—3 горсти крупы, пять круто испечённых яиц может часто спасти день мой… Сохрани, читатель, своего писателя, и что-то завершающее мне брезжится в последних днях моей жизни».

В этом доме была написана последняя книга Розанова — “Апокалипсис нашего времени”. Сейчас на доме висит мемориальная табличка, но строение постепенно разрушается и приходит в негодность. Возможно, эта последняя возможность увидеть последнее пристанище «мастера».

Храм Михаила Архангела на Красюковке

Храм был возведен в 1902 году на средства М.Красюка — духовного сына Варнавы Гефсиманского. Постепенно храм из домового стал приходским. В советское время, когда Троице-Сергиева лавра была закрыта, храм был единственным местом, куда приходили монахи и верующие вплоть до 1928 года.

Розанов жил недалеко от этого храма, буквально через дорогу, поэтому, когда 5 февраля 1919 года он скончался, в последний путь его провожали именно от этого храма. Храм действующий, при нем есть небольшая гостиница для паломников.

Гефсиманский Черниговский Скит

Могила Василия Васильевича Розанова находится в северной стороне храма Гефсиманского Черниговского скита. Могила была обретена в 1991 году, рядом покоится Константин Леонтьев — философ и публицист, друг писателя.

Мир русской деревни

Музей – «Мир русской деревни» – это мир крестьянина. Экспозиция полностью раскрывает его жизнь – от рождения и до смерти, его взаимоотношения внутри семьи и семей между собой. Резьба и роспись по дереву, керамика, вышивка, кружевоплетение, отдельные предметы и комплексы женской и мужской одежды – целый декоративно-прикладной пласт, который позволяет хоть чуть-чуть приоткрыть завесу над миром русской деревни.

В коллекции музея множество уникальных предметов – погребальное старообрядческое платье, старинный ткацкий станок и даже детская деревянная игрушка.

Музей игрушки

Вот уже три столетия в Сергиевом Посаде и его окрестностях развивается игрушечный промысел. По преданию, одним из первых игрушки стал изготавливать сам Сергий Радонежский. Музей игрушки был создан в 1918 году, коллекционером Н.Д.Бартрамом и изначально состоял исключительно из его личной коллекции.

 

Сейчас в музее находится самое большое собрание образцов русской игрушки в мире: от древних образцов до современных мастеров. Деревянная, тряпичная, соломенная, папье-маше, фарфоровая. В коллекции музея имеются даже игрушки, принадлежавшие цесаревичу Алексею Николаевичу.

Анастасия Некрасова