Не так давно в прокат вышел фильм Никиты Михалкова «Чужая земля», посвященный вымиранию русской деревни. Это фильм-размышление о судьбе страны, где «своя земля» стала чужой и ненужной. Но главное — в картине Михалкова рассказывается «о подвижниках, которые, не смотря ни на что, остаются в деревне, продолжают трудиться на земле и поднимать сельское хозяйство». К сожалению, таких мест — единицы. Но зато в них продолжают жить не только люди, но и традиции.

Деревня Менюша

Деревня Менюша Шимского района Новгородской области существует уже более 600 лет. Деревня самая обычная, каких множество в России. Но каждый год, 7 июля, деревня изменяется до неузнаваемости. Двор местного храма Живоначальной Троицы наполняется людьми, так как в самом храме места всем собравшимся не хватает. Дело в том, что в этот день празднуют память святых праведных отроков Иоанна и Иакова Менюшских, упокоенных здесь же.

Согласно легенде в 1492 году жили в одной из Менюжских семей два брата — Иоанн и Иаков. Во время игры на окраине деревни старший из братьев пятилетний Иван нечаянно убил своего трехлетнего брата Якова. Испугавшись, мальчик прибежал домой и от страха быть наказанным спрятался в печь. Родители нашли мертвое тело своего младшего сына и пришли с ним домой. Мать, не найдя старшего сына, затопила печь и Иван сгорел в ней заживо, не подав голоса. Мальчиков похоронили. Через некоторое время охотники, плутавшие по местным лесам, вышли к Каменному озеру и увидели плывущие по воде два детских гроба. Охотники выловили их и похоронили заново. Восприняв находку как чудо, охотники обратились к похороненным братьям с молитвой — помочь выбраться им из леса. И вышли к деревне Менюша.

Помимо этого «спасения», упоминается и множество других случаев в которых молитвы к братьям были услышаны и творили чудеса. Совсем скоро Иван и Яков Менюшские были канонизированы русской православной церковью.

Село Великорецкое

Великорецкий крестный ход — самый долгий и, одновременно, самый длительный из всех существующих. Растягивается он на 155 км, а повторяется ежегодно, уже на протяжении 700 лет.

В XVII в, на берегу реки Великая простой крестьянин обнаружил икону Николая Чудотворца. Икона первоначально была принесена в дар местной церкви. Благодаря многочисленным исцелениям и чудесам, которые у нее совершились, слава о чудотворном образе дошла до жителей Хволынска (Киров). По их мольбам икона была перенесена в один из хволынских храмов, но с обещанием, что ежегодно образ будут приносить на место его обретения. С тех пор это обещание ни разу не нарушалось.

Крестный ход длится 6 дней. Сейчас в нем принимают участие тысячи паломников, хотя в советский период порой насчитывалось не более десятка. Известно, что один раз в этом крестном ходе принимал участие выдающийся русский писатель А.Куприн. В своем дневнике, помимо описаний пути, людей и села Хволынского он оставил такую запись: “За все время я ни разу не слышал, чтобы кто-то кому-то сказал плохое слово или чем обидел. Только любовь…”

Фотографии: Геннадий Михеев

Село Жабынь

Название села впервые и до сих пор упоминается только в связи с именем преподобного святого Макария. В XVII в он пришел в эти места, на берег реки Оки, чтобы основать обитель. Здесь же и умер в 1622 году.

При жизни святого монастыря еще не существовало. Он молился, стоя  на коленях в тени огромного дуба, который в итоге преобрел славу едва ли не большую, чем сам святой. Как сами жители Жабыни, так и многочисленные паломники полагают, что кора дуба обладает чудотворными свойствами и способна исцелить от самых тяжелых заболеваний.

В итоге любой поход в монастырский храм заканчивается, как правило,  поеданием дубовой горы, срезанной или откушенной от древнего дерева.

Фотографии: Геннадий Михеев

Анастасия Некрасова