«Ростовская сюита» была написана к 130-летию музея-заповедника «Ростовский Кремль». Впервые фрагменты сочинения прозвучали на закрытии III Международного фестиваля монастырской культуры «Ростовское действо» 30 августа 2013 года. Вчера уникальное произведение можно было услышать в Москве. В «Новой Опере» сюита предстала уже в обновленном виде, с измененной композицией, новыми частями и солистами.

Среди авторов-исполнителей «Ростовской сюиты» — один из лучших валторнистов мира Аркадий Шилклопер, блестящий гитарист Виталий Кись, мэтр отечественного этнодвижения, вокалист и мультиинструменталист Сергей Старостин, мастер игры на этнических духовых инструментах Сергей Клевенский, исполнитель на фортепиа­но и клавишных Сергей Филатов, певец, хормейстер и фольклорист, руководитель ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» Андрей Котов.

Автором, объединившим в симфоническом звучании столь разных людей и стилей, стал московский композитор Андрей Дойников. Андрея называют одним из самых оригинальных, востребованных и необычных молодых музыкантов России.

Уникальный принцип этого сочинения заключается в том, что каждый музыкант привносит свой музыкальный материал, свою тему, а композитор Андрей Дойников все это объединяет в единое полотно и аранжирует народные темы для симфонического оркестра.

«Музыка этого сочинения — неповторимое сочетание духовной и фольклорной традиций, симфонической классики и современных стилей джаза и фьюжн. В полотно сюиты вплетаются музыкальные темы авторов-солистов, подлинные народные песни, духовные стихи».

«Ростовская сюита» соединила в себе не только множество великолепных исполнителей, стилей, но и очень редкие музыкальные инструменты: волынку, жалейку, колесную лиру, альпийский рог, свиристель , сделанную из бамбука; кроме того, фольклорный вокал и духовные песнопения. И что совсем необычно – всё это в сопровождении симфонического оркестра.

Композиция сюиты основана на текстах Св. Димитрия Ростовского о Богородице. В нескольких частях используются молитвы о Богородице, некоторые фрагменты посвящены Рождеству, также в композицию вплетается народный духовный стих, которой поет ансамбль «Веретёнце».

«Ростовская сюита» — это картины русской жизни в разрезе исторического времени. Это калейдоскоп зарисовок русской души, которая может горько плакать, безудержно ликовать, искренне раскаиваться, глубоко молиться, радоваться до слез и переживать со слезами».

Зрители назвали музыку сюиты: «красота в чистом виде». Наверно, самая большая ee ценность в сохранении и развитии русской музыкальной традиции через сочетание духовно-фольклорного стиля, классического и современного (джаз и фьюжн).
Такая музыка становится понятной любому зрителю, будь то искушенный слушатель или просто любитель хорошей музыки, современный молодой человек или зритель в возрасте, ребенок или родитель; потому что она объединяет всех большим светлым чувством – гордостью за Россию!

Содружество этих музыкантов заставляет поднимать животрепещущие проблемы сохранения и развития русских музыкальных традиций.

«Этносфера» (содружество всех представленных в сюите музыкантов) — это не только объединение известных творческих людей, но и очень динамичное движение, целью которого является привлечение внимания профессиональных музыкантов к проблеме сохранения и развития русской традиции в новых формах современной музыки».

Дирижер оркестра «Новой Оперы» Дмитрий Волосников так рассказывает о своем восприятии «Сюиты»:

«У меня „Ростовская сюита“ вызывает ассоциации с народными гуляньями на Святки или Масленицу, когда каждый может высказаться, спеть или сыграть на каком-либо инструменте. Несмотря на то, что в сюите есть джазовые фрагменты, а оркестр выводит строгие линии, в целом создается ощущение „русскости“, народного театра, ярмарочного балагана».

Кстати, «Ростовской сюитой» недавно заинтересовалось посольство Великобритании. Английский посол уже предложил музыкантам исполнить произведение на фестивале в Эдинбурге в рамках перекрестного «Года культуры России и Великобритании».

 Анастасия Некрасова