воронеж

География и природа

Почвенный феномен – «чернозем» – указан в семи ответах, иногда с пояснениями: «чернозем, земля, богатая на урожаи». В четырех ответах представлено «Черноземье», из них в одном с эпитетом «Русское Черноземье» и в одном указано на то, что Воронеж ассоциируется «с брендом «столица Черноземья». Устойчива связь Воронежа с его местонахождением на железной дороге по пути на Юг к морю.

Вывод: Бренд для гастротуризма, агротуризма и туризма «по пути».

Эдуард Бояков:
Исследовать культуру очень тяжело. Здесь нет системы универсальной статистики, общих показателей и рейтингов, как в экономике. Один фестивальный концерт может собрать аудиторию в несколько тысяч, а другой – аудиторию в несколько десятков зрителей. Но если на втором в зале окажется человек, который получит инициацию и станет новым Дягилевым, то именно этот концерт имеет смысл и ценность.

Промышленность

Представление о Воронеже как «промышленном центре», средоточии высокотехнологичных производств довольно устойчиво в сознании самих воронежцев, но в фокус-группе нашла отражение только в четырех упоминаниях. 

Вывод: Необходимость реализовать потенциал промышленных туристических брендов.

воронеж_1

Кстати
«Воронеж – город, в котором многие важные события произошли впервые: создан регулярный Российский военно-морской флот (20 октября 1696 года), спущен на воду первый российский линейный корабль (27 апреля (8 мая) 1700 года); впервые в мире было начато серийное производство сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144, был серийно построен первый отечественный аэробус (широкофюзеляжный самолёт) Ил-86 (октябрь 1977 года); созданы ракетные двигатели для достижения второй космической скорости и выведения в космос корабля «Восток» с первым в мире космонавтом Ю. А. Гагариным на борту».

Гастрономия

Гастрономическая региональная символика представлена шестью ассоциациями: «Пряники», «Воронежские пряники»; «Ватрушки. Каравай»; «Вафли «Артек» из Воронежа»; «Окорок Воронежский – самый настоящий окорок в мире. Прям из СССР!!!»; «Крупные помидоры».

Вывод: Нет символов, на основе которых возможно очевидное развитие гастрономической репутации. Нужно упирать на чернозем.

Кстати, выборка деятелей и событий культурной жизни: группа «Сектор Газа», резидент Comedy Club, участник программы «Дом-2» . Эти случаи довольно симптоматичны, так как указывают на то, что в формировании массовой репутации города иногда задействовано только современное определенного уровня культурное пространство, вне его исторической перспективы. Брендами города становятся медийные персонажи и медийные события; такие бренды мимолетны, недолговечны, так как определяются закономерностями моды.

Негативные социальные ассоциации

Во внешний опыт восприятия города попали националистические настроения («А в конце ХХ века – там штаб РНЕ»; «И драки помню… Точнее – избиения, преступные») и «гопники»: «у меня никаких ассоциаций, муж там был, говорит, Воронеж – это сплошные гопники». Отдельно выделяется мнение о «наркотической» репутации региона: «Там (в  Воронежской обл.) множество молодых людей выращивают марихуану; первое место по РФ  – статистика трёхлетней давности».

Вывод: Необходимость снимать обычные провинциальные коннотации.

Кстати:
К миру студенчества отсылает лишь один тип ассоциаций, встреченный в трех ответах: «большое количество иностранных студентов». Это связано с тем, что воронежский университет – центр по изучению русского языка как иностранного.

воронеж_3

Эдуард Бояков:
Во время работы над докладом, в нашей команде сложилась очень живая атмосфера. Мы провели десятки сессий. Каждый из нас узнал много нового о своем предмете. Лично я десятки раз слышал слова наших ученых о новых горизонтах, открытых благодаря общению с художниками. Художники из Москвы говорили: «Какой город! Мы влюбляемся в Воронеж…». Воронежские профессионалы, с которыми общались авторы исследования, уже строят планы самостоятельного сотрудничества с ними.

Андрей Прокофьев