Удобства, удобства. Больше удобства! Больше «юзабилити». В городе должно быть больше велодорожек, кредитки обязаны принимать повсеместно, пульт должен быть универсальным, окна – звукоизолирующими, продавцы — вежливыми, медицина – бесплатной, автомобили безопасными. Не забудьте, пожалуйста, о сезонных «сэйлах» в магазинах, «групоновских» купонах и накопленных авиамилях…

Это базовые принципы, требования к миру, так называемого креативного класса. Или, выражаясь языком маркетинга, их спрос с этого мира. Над удовлетворением спроса, трудятся в поте лица компании-производители, маркетинговые агентства, «силиконовые долины», а власти предержащие не успевают поднимать верхние планки госдолга. Потомучто знают, что от удовлетворенности  среднего класса зависит их власть, их статус элиты, их маленькие слабости и большие свинства. Если средний класс будет доволен, если он будет снабжен повсеместным Wi Fi, сенсорным экраном, удобным интерфейсом («и чтобы все в белом корпусе!»), накормлен экологически чистой едой, защищен полицией от уличного произвола шантрапы, то он понимающе отвернет голову от давления на Сирию, от экологического армагеддона, организованного международными корпорациями, миллиардной коррупции и прочих «маленьких пунктиков», характерных природе власть имущих.

За несколько столетий средний класс претерпел существенную эволюцию. Сначала был плебс (с потребностью в хлебе и зрелищах), затем появилось «добропорядочное» бюргерство, буржуазия, мещанство.  Уже в XX-ом веке «креаклы» мутировали в потребителей («кастомеров, консьюмеров») и, наконец, предстали «юзерами», или «креативным классом».

С каждым эволюционной стадией образ этого сословия становился все более размытым и абстрактным. В начале властям не было особого дела до среднего сословия («живут себе и живут»), пока «середняки» во время Реформации и череды буржуазных революций не стали слишком активными. Бюргерские религиозные бунты, порой заквашенные на самых причудливых ересях, охватили Европу в XVI-XVII-ых веках, выдвинув неожиданные притязания на построение Царства Небесного на Земле. В течение нескольких десятилетий высшая аристократия Европы пыталась максимально снизить у буржуа интерес к «кустарному богоискательству», что в конце концов в 1789 году обернулось для нее безбожным  «Свободой, равенством и братством» и гильотиной.

Куда лучше «мытарствам» второго сословия противостояли элиты, представляющие страны англо-саксонской традиции. Используя врожденный потребительский инстинкт среднего класса со стремлением жить в парадизе уже в этой жизни, а также комплекс неполноценности по отношении к наследственной аристократии, англо-саксонские государства  сформировали эффективные  модели взаимоотношения элиты и среднего сословия. Конституционная монархия, республика, избирательные права, декларации равных возможностей и разного рода свобод, продуктовое изобилие смогли сделать средний класс аполитичным и арелигиозным. Но главное —  власть имущие сумели превратить средний класс в подушку безопасности между своим произволом и правдоискателями.

Сегодня это сословие-паразит, которому не до кого нет никакого дела. «Креаклы» пришли в этот мир не решать глобальные задачи (это они делегирует политикам), а  хорошо провести время. Весело прожечь молодость, с комфортом провести зрелый возраст и счастливо встретить старость.

«Меня бесит, когда меня «френдят» незнакомые люди», «меня раздражают скатерти в этом ресторане», «почему здесь интернет все время виснет?», «когда, наконец, в этом кафе установят нормальные кондиционеры?!», — актуальная повестка бытия среднестатистического «креакла» идет в альтернативном фарватере глобальных исторических процессов.

Фактически средний класс живет в своем альтернативном континууме. На карантине, устроенным власть предержащими, с непременным рационом обезболивающих (в виде потребительских возможностей). «Креаклы», по сути, не видят мир в его онтологической правдивости, как видят его злодеи из властей и «униженные и оскорбленные», смиренно несущие свой крест. Мир, в котором не может быть потребительского парадиза, универсальных бизнес-моделей, с помощью которых можно было бы справедливо распределять материальные блага. Здесь в принципе нет места для справедливости. В противном случае Христос пришел бы сюда не как Спаситель, проповедующий  о Царствие Небесном, альтернативе этому миру, а как эффективный менеджер с универсальным бизнес-планом.

Классический «креакл» приходят в этот мир как турист. Но проблема его в том, что он ориентируется на рекламные проспекты потемкинских деревень нечистоплотного «туроператора». «Туроператору», правда, тоже не позавидуешь. Ему приходится содержать эту потемкинскую деревню, это гигантское виртуальное светопреставление. Светопреставление жрёт огромное количество энергии – приходится, как США, залезать в фантастические долги. Black out (дефолт) – вопрос времени. Элиты окажутся наедине с голодной, недовольной толпой, которая в приступе потребительской ломки снесет весь миропорядок к чертовой бабушке. Ну а что будет после? А после усталая толпа оглядится вокруг и поймет, что мир – это далеко не рекламный проспект. И поплетется в храм. Если, конечно, до этого его не разрушит.

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. (Мф.6:31-33)

Алексей Плешанов


«О дивный удобный мир»: 10 комментариев

  1. автор статьи мир по Карлу Марксу и Ленину изучал, а потом к Иисусу его прилепил.

  2. Вот спасибо автору — не возмусь анализировать весь текст — это всё таки поверхностные штрихи, лёгкие интерпретации иллюзии, но последняя цитата из Библии чётко указала единственный путь решения — ищите Царство Божия.
    Очень порадовала. Никак не ожидал что то подобное увидеть — среди унылого, слегка загламуренного, пафоса бессмысленности.
    Спасибо ещё раз! Молодец.

  3. А по мне, так эта статья — несусветная глупость. Цитирую:
    «…накормлен экологически чистой едой, защищен полицией от уличного произвола шантрапы, то он понимающе отвернет голову от давления на Сирию, от экологического армагеддона, организованного международными корпорациями, миллиардной коррупции и прочих «маленьких пунктиков», характерных природе власть имущих».

    Что плохого в чистой еде и безопасности для всех? Кто этого не хочет?
    В смысле, я должна с моими детьми голодать, чтобы на Сирию кто-то не давил? А это поможет?
    А экологическую катастрофу в Чернобыле и трагедию Аральского моря тоже международные корпорации замутили?

    «…приходится, как США, залезать в фантастические долги. Black out (дефолт) – вопрос времени. Элиты окажутся наедине с голодной, недовольной толпой, которая в приступе потребительской ломки снесет весь миропорядок к чертовой бабушке».

    Автор, а с чего вы взяли, что государственный долг США идет на потребление? Расходные статьи госбюджета США можно найти в открытых источниках. Уверяю, статей расходов типа «на закупку Айфонов для среднего класса» там нет :)

    Интересно, а автор в курсе, что после 2 Мировой войны госдолг США, пересчитанный в доллары с покупательной способностью 2013-го года, был намного больше сегодняшнего? Это не отвлеченные понятия, это конкретные осязаемые цифры, все можно посчитать. Автор говорит о недовольной толпе и революционной ситуации? Так после Первой мировой большевики тоже думали, что произойдет мировая революция. Где? Дождались?
    Кстати, у власти в Бразилии с января 2003-го находился социалист, председатель «Партии трудящихся» Луис Инасиу Лула да Силва (большой друг социалиста Уго Чавеса).
    Совсем недавно Бразилию сотрясли массовые беспорядки. Народ требовал не тратить деньги на футбол, а поднять медицину, образование и покончить с бедностью, преступностью и коррупцией.
    Таков итог правления борца с капиталистической системой.

    Не хотите чистой еды, безопасности, бесплатной медицины и интернета? Поезжайте в КНДР, или на Кубу. Становитесь к станку. Коренные сев. корейцы и кубинцы стаями в Ю.Корею и США бегут, вот будете помогать оставшимся «светлое не потребительское будущее» строить :)

  4. Очень странная статья, непонятно, на чем она вообще основана. И плебеи, и средний клас, и креативный класс — автор все в одну кучу намешал и решил, что все это — одно и то же.
    1) Плебеи — это скорее низший класс, не имевшие прав, не граждане. При этом они могли быть очень богаты. В какой-то момент, после принятия законов, дающих им права, плебеями стали называть городскую бедноту. Т.о. к среднему классу плебеи вообще не имеют отношения.
    2) в разные периоды времени слова «бюргеры»,»буржуазия» и «мещанство» означало разные понятия, и не всегда они соответствовало сегодняшнему понятию «средний класс»
    3)понятие «креативный класс» не тождественно понятию «средний класс», а является всего лишь частью среднего класса, характеризующейся некоторыми особенностями в своих профессиональных стремлениях.
    4)сравнить понятие «юзеры» с «креативным классом» — это вообще нонсенс. Юзер — это пользователь благ. Креатор — один из создателей благ наряду с теми, кто реализует его идею ( с рабочим классом, например ). При этом один человек может «креативить» или «реализовывать» одни вещи, а «пользоваться» — другими. Юзерами являются все слои населения без исключения.

    Кроме того, автор приписывает определенные потребности только креативному классу. Хотя как минимум они присущи и всему среднему классу и всей элите. А как максимум — к креативному классу как раз относятся люди, более поглощенные духовными интересами, и менее занятые материальным.

    Непонятно мне также выражение «сегодня это сословие-паразит… которому ни до кого нет дела… пришли в этот мир не решать глобальные задачи…, а хорошо провести время». К креативному классу относят и ученых, и инженеров. На мой взгляд — это как раз люди, которым есть дело до этого мира.

  5. Интересно, почему эта статья у меня никаких вопросов не вызывает. Человек о глобальном, а мы даже послушать не можем, сразу носы воротим. Единственное в чём не прав — это в конце. Только Богу известно, что будет дальше, а не нашему воображению.

  6. Не вижу ничего плохого в бесплатной медицине, более того, она — как раз не требование людей, о которых Вы пишете. Можно ли ее ставить на одну планку с сейлами и белым айфоном? Вряд ли. Фраза о том, что власть имущим «по природе своей» характерна коррупция и все остальное, остается на совести автора, точнее, сообщает об авторе не очень приятную информацию. А писать с такой нелюбовью к людям, а потом закончить цитатой из Библии… для чего? разве не «медь звенящая»?

  7. Кто не понимает что такое Mind Control, тому не стоит читать такие сказки. Впрочем правда там тоже есть только сканцетрирована в собственных интересах. Для начало посмотрите фильм: Управление Миром Лекции ФСБ ( Ефимов ) потом поймите что такое Mind Control.Ещё интереснее для Россиян почитать Joint Vision 2020 тогда многие вапросы будут с ответом. Желаю чдачи вам всем.

  8. Вот… Просто бальзам на душу!
    Спасибо, молодец!
    Верное направление всегда встретит противодействие мира сего — один из показателей верности.
    Успехов!
    ОМ ТАТ САТ

  9. Вот… Просто бальзам на душу!
    Спасибо, молодец!
    Верное направление всегда встретит противодействие мира сего — креакл уже повыползал, это нормальный знак.
    Успехов в этом направлении!
    ОМ ТАТ САТ