Сегодня, 3 августа, исполнилось 123 года со дня рождения великого русского архитектора-авангардиста с мировым именем, Константина  Мельникова. Имя этого человека и актуальнейшего для своего времени архитектора сегодня у всей Москвы на устах, а недавно прошел конкурс на лучшую концепцию дома-музея Мельникова.

Пресс-конференция

Накануне дня рождения Константина Семеновича «Кириллица» побывала на пресс-конференции, посвященной предстоящему открытию выставки «Мой Мельников» в галерее ВХУТЕМАС и пообщалась с победителями конкурса концепций Музея, молодыми , талантливыми, но главное, проникнутыми искренним уважением и любовью к русской культуре, искусству, архитекторами из дизайнерского бюро «ГОРОЖАНЕ / CITIZENSTUDIO» (М. Бейлин, Д. Никишин, Н. Федорова):

Что для вас — Мельников?

Как писал Сергей Донатович Довлатов:
— За что вы любите Пушкина?
-Давайте, — не выдержал я, — прекратим этот идиотский экзамен. Я окончил среднюю школу, потом университет. Кое-что прочел. В общем, разбираюсь…
Так и мы. Кто прошел школу МАРХИ, знаешь, у того Мельников в крови.
А вообще, Константин Мельников — это удивительное в своем роде явление. По сути, его стиль — это именно то, что легло в основу всей современной архитектуры. До него всё было сплошь калькирование западных образцов, после него — в большой степени то же самое. А вот то, что создал Мельников — почти единственное, что продуцировала русская архитектура. Да, он попал со своей архитектурой сначала в мейнстрим, но потом — был в буквальном смысле отлучен от профессии, попал в опалу.

А здесь уже такая интересная параллель со всеми нашими дворниками и сторожами от искусства и литературы. Ты знаешь, что последнее здание по проекту Мельникова было построено где-то в 1936. А что делал архитектор после, чем жил? Он ходил по домам и собирал печки! Представляешь, собирал печки, человек, спроектировавший саркофаг Ленина!
Еще удивительно, как ему удалось оставаться жить в индивидуальном доме в центре Москвы все эти годы, всё это время комунналок…

Ваша концепция Музея — что легло в ее основу?

Во-первых, понимание первичной концепции архитектурного объекта, которую подразумевал сам Мельников ещё при строительстве дома. Он так и задумал, что дом когда-нибудь должен стать музеем. Кроме того, важна концентрация творческой энергии: этот дом — музей двух Мельниковых! Виктор Мельников — прекрасный художник и хранитель творческого наследия отца.
А по смыслу, основой нашей концепции стало «невмешательство» в жизнь исторического объекта. Мы считаем, что для архитектора просто кощунственно делать что-либо в музее Мельникова. Это и так уже музей! Зачем что-то пристраивать, ломать? Концепции других архитекторов все были почти либо роденовского толка, то есть отсечь всё лишнее, оставить только стены, или же наоборот, взять под стеклянный колпак…

А ваша идея, изложите вкратце? У неё название такое уютное, хочется узнать, что под ним скрывается!

Да, название нашего проекта — «Тапки». Мы , получив такое непростое задание, сразу поняли, что такой конкурс — не место для проявления своего «Я». Мы стараемся ради конкретной цели, сохранения творческого наследия двух мастеров. Поэтому … мы просто изготовили тапки, тапки в форме дома Мельникова. Этот неизменный атрибут каждого музея. Дело архитектора создать такой объект, чтобы он был максимально целостен. Здесь для целостности не хватало лишь тапок!

А существованием каких ещё известных мест Москва обязана архитектору Мельникову?

Ну это, конечно, Парк культуры им. Горького. Существующая ныне планировка парка спроектирована им. И мы любим именно мельниковский Парк. До этого было планировка И.В. Жолтовского. Многочисленные гаражи, например Гараж Госплана СССР, клубы заводов, дома культуры, здания московских рынков. Это было крайне актуально и круто для архитектора 20-х, проектировать такие здания. И обрати внимание, это первые образцы той архитектуры, которую мы видим вокруг себя каждый день сегодня.

 

Какие самые насущные проблемы у дома Мельникова?

Об этом лучше не у нас спрашивать, а просто почитать в интернете. Проблем много, музей нуждается в спасении. Споры вокруг статуса здания, строительство в непосредственной близости от него современного торгового центра, всё это суть негативные факторы.

 

Мельников, например, строя свой Дом, использовал много инноваций. Ему же просто дали участок, а денег не дали. Например фундамент был сделан таким образом, что грунтовые воды огибали его. Теперь же, когда рядом строится огромное здание и по совершенно другим технологиям, проблемы неизбежны. Грунтовые воды повернули и теперь проходят непосредственно возле фундамента…. Много нюансов разных. но суть в одном — это ещё один памятник, который нуждается в заботе, в бережном отношении, в спасении.

Мария Молодцова

7 пророческих видений Солженицына