Русская усадьба — особый мир, уклад жизни,ни много ни мало, наш, отечественный, культурный феномен.
И это еще не все: оказывается, путешествуя по усадьбам, можно прекрасным образом изучать историю страны.

Кто бы мог подумать, что промышленный Воскресенск, который знаменит фосфатами, химкомбинатом и хоккейной командой, в прошлом имел совсем другой характер и был привлекателен прежде всего своей природой, ландшафтом! И сейчас прямо в центре города, на берегу Москвы-реки, существует усадьба Кривякино, известная больше как усадьба Лажечникова (хотя ее владельцами числились и другие).

Для меня это было открытием.

Честно говоря, то, что дошло до нашего времени усадьбой в прямом смысле не назовешь. Это остатки былого великолепия (да-да, то самое навязшее в зубах выражение «остатки былой роскоши» тут к месту). Дворянский дом с недавно отремонтированным фасадом плюс гостевой флигель и церковь (далеко не в лучшем виде) ну и небольшой сад — вот и все, пожалуй. Нет, есть еще два 300-летних дуба, столь же древняя лиственница, каскад прудов и парк, с регулярной и пейзажной частью. Москва-река так же, как и раньше, протекает рядом.

Владельцы, истинные и подставные

История усадьбы как таковой начинается с Замятиных, во время их владения возведен главный дом в стиле барокко. Недолгое время Беклемишевы (родственники Дмитрия Пожарского и М.Кутузова) были владельцами имения.
Имя Ивана Лажечникова, основоположника русского исторического романа, автора «Ледяного дома», думаю, известно многим. Из других его произведений — «Последний Новик», «Басурман», «Опричник». Дважды Лажечниковы владели усадьбой. Первый раз — неофициально, с конца XVIII века по 1824 год.

Отец будущего писателя, Иван Ильич Лажечников, хотя имел звание «именитый купец», по закону не мог приобретать «дворянские гнезда». По документам усадьбой Кривякино (др. название Красное Сельцо) владел Н.В. Обрезков, московский гражданский губернатор, приятель Ивана Ильича. Считается, что Лажечников за губернатора торговал хлебом и солью (самый выгодный по тем временам товар), так как Обрезков в силу звания и должности не имел на то законного права. А тот, в свою очередь, приобрел усадьбу для именитого купца.

Вот такой взаимовыгодный обмен.

Усадьба тех лет, по воспоминаниям современников, была богатой: в прудах водилась стерлядь, в саду было обилие фруктов, оранжерея поставляла на стол даже ананасы. Гостей было столько, что их не могли вместить трехэтажный барский дом и гостевой флигель.
Пошатнувшиеся торговые дела заставили Лажечниковых отказаться от усадьбы, ее продают генеральше Курманалеевой. Во второй раз Лажечниковы уже владеют Кривякиным на законных основаниях — покупает усадьбу брат писателя Николай, дослужившийся до дворянина.

«Прекрасное имение, живописно расположенное на Москве-реке. Я в нем провел свои детство и юность». (И. Лажечников)

Кривякино было загородной дачей Лажечниковых. В основном они жили в своем доме в Коломне. Но первые литературные опыты Ивана Ивановича Лажечникова состоялись здесь.

«Мои мысли», опубликованные в «Вестнике Европы» подписаны «с. Кривякино И.Лож-в». Здесь же двадцатилетним юношей, в 1812-м, с лестницы, ведущей к Москве-реке, он наблюдал зарево московских пожаров:

«..В северной стороне от нашей деревни разостлалось по небу багровое зарево: то горел, за восемьдесят верст от нас, первопрестольный город, и всем нам казалось, что горит наше родное пепелище. Несколько дней сряду, каждый вечер, Москва развертывала для нас эту огненную хоругвь. При свете ее сельские жители собирались толпою перед господским домом или перед церковью, молились и вздыхали о потерянном Сионе…Никто не помышлял о покорности неприятелю, о том, чтобы оставаться в своих домах, бить ему челом. Ожидали его только с тем, чтобы в виду его спалить свои жилища».

Юный Иван принял решение, вопреки воле отца, пойти сражаться с Наполеоном.
Заметим, Иван Иванович дошел до Парижа, был награжден орденом. А свои впечатления отразил в произведениях «Новобранец 1812 года», «Походные записки русского офицера…»
Бывал писатель в Кривякино и в 1850-е годы, уже у брата.

После смерти Николая Ивановича Лажечникова Кривякино оставалось во владении его вдовы, в начале 70-х годов XIX века она распродала усадьбу по частям богородским купцам М.Клееву, С.Шибаеву и егорьевскому фабриканту В. Хлудову. Затем часть имения принадлежала Орловым-Давыдовым.

Говорят, в свое время Петр Ильич Чайковский приценивался к имению, но не сошелся в цене с владельцами.

Князья Ливен были последними хозяевами усадьбы. После революции они эмигрировали, потомки князей живут за границей.

Жизнь после национализации

После революции в Кривякино в разное время размещались сельхозтехникум,общежитие строителей, детдом, детский сад и санаторий. А домовая церковь во имя иконы Грузинской Божьей Матери приспособлена была сначала под клуб, затем — под столовую.

Сейчас в двухэтажном флигеле располагается культурный центр «Кривякино». Есть небольшая постоянная экспозиция, организуются временные выставки, всего за 30 рублей проводят экскурсии для всех желающих и бесплатно — различные мероприятия. В витринах — глиняные черепки, образцы лепнины, эмалевая миниатюра и часть клада монет середины XIX века, который нашли тут в 1980-е годы. Это то, что дошло до нас от бывшего богатства усадьбы. Барский дом — федеральная собственность — пока пустует, он отремонтирован лишь снаружи. Воскресенцы мечтают, что этот дом все-таки передадут культурному центру и здесь будет музей. Пока в этом подмосковном городе своего музея нет.

Адрес: МО, г. Воскресенск, ул. Лермонтова, д.3 Тел: +7(496) 442-00-83, 442-66-75
Режим работы: 9:00 — 18:00

 Ирина Мухутдинова

Фото автора

Теги: