Сегодняшний день — день поразительной символической эклектики. Народная традиция Хлебного Спаса сочетается с празднованием перенесения из Едессы нерукотворного образа Христа. И всё это — в день попразднества Успения Пресвятой Богородицы.
Слово о хлебе
Хлеб сакрален.
Это единственный «продукт», упоминаемый в Господней молитве. В Отче Наш хлеб упоминается не только в буквальном, гастрономическом смысле, но и метафорически, как «хлеб насущный для души», то есть «Слово Божие, Тело и Кровь Христовы».
В добуквенную эпоху хлеб обозначался тем же символом, что и солнце – кругом с точкой посередине.
В русском фольклоре «хлеб – всему голова». Центральное значение хлеба мы усваиваем с детства. Каждый знает, что «с хлебом играть — грех». Народ создал сотни пословиц о хлебе, в них подчёркивается его культовое значение, приоритет среди всех прочих продуктов.
Есть удивительная пословица: «Был бы хлеб, а у хлеба люди будут». Здесь хлеб не просто наделяется центральной значимостью, но и приобретает черты демиурга, становится важнее и первичнее человека, людей, человечества.
Хлеб занимает центральное место на столе. В патриархальном обществе хлеб режет глава семьи, глава рода, это почётное и важное дело. Хлеб объединяет людей – свадебный каравай – традиционный символ гарантии крепкого семейного союза. В русской кулинарной культуре существует множество «хлебных блюд»: калачи, сайки, баранки, шаньги, пироги. Михайло Ломоносов в своей грамматике показывал склонение существительных на примере слова «шаньга», что, конечно, тоже неслучайно.
Слово о Спасе
Сегодня, в Хлебный Спас, когда пекут хлеб из нового урожая и освящают его, в народе также принято торговать холстами. История появления этой традиции не так очевидна, как история почитания хлеба, но связана она с не менее сакральным для русской культуры образом – образом Спаса Нерукотворного, почитание которого также отмечается сегодня, 29 августа.
История Спаса Нерукотворного уходит корнями в древние времена.
Царь Авгарь, правивший в сирийской Едессе во времена Христовой проповеди, страдал от проказы. Слух о чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя.
Ананий, прибыв в Иерусалим, не смог пройти к Христу, вокруг которого было много народа, и решил запечатлеть его образ на расстоянии, но из этого ничего не вышло. Христос сам подозвал Анания, назвал его по имени, передал Авгарю короткое письмо, попросил принести воду и убрус (холст). Иисус умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу.
Так началась история Спаса Нерукотворного. В Едессе убрус с ликом Христа был до 944 года, его приходилось скрывать от одного из правнуков Авгария (язычника), при помощи крестного хода с образом Христа епископу Едессы удалось защитить город от разорения персами. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в Константинополь и выкупил его у эмира — правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа (29 августа по Новому стилю) Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.
Спас Нерукотворный – один из ключевых и наиболее значимых образов в русской иконографии. С него начинается иконопись: по традиции, икона «Спас Нерукотворный» — первый самостоятельный образ, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество. Именно Спас Нерукотворный был изображён на русских боевых знамёнах. По сути, это был первый русский флаг.
Алексей Рудевич