Что общего у хрусталя и железа? Верный ответ: река. Да, река, с забавным названием Гусь. Именно она объединяет населенные пункты с антонимичными названиями — Железный и Хрустальный. Несмотря на крепость имени, Железный загнулся раньше, еще в начале XX столетия. А Хрустальный еще пытается удержаться на плаву.
В XVIII веке, на реке Гусь в мещерских лесах, независимо друг от друга возникли два производства. Одно — по причине близости руды. Второе — из-за того, что в старые времена заботились о сохранении московских лесов, и стекольную промышленность переселили из столичного региона в леса владимирские.
Гусь-Железный
Гусь-Железный основан был тульскими заводчиками братьями Андреем и Иваном Баташёвыми в конце XVIII века. В нижнем течении реки Гусь они начали строительство железоделательного завода. Первая плавка состоялась в 1759 году. Кроме того, им принадлежали заводы в Нижегородской, Калужской губернии. По богатству Баташевы шли вслед за промышленниками Демидовыми и Яковлевыми. В 1783 году род Баташевых получил дворянство, в том же году братья разделили имущество. Гусь-Железный достался Андрею Родионовичу.
Троицкий храм
Мимо Гусь-Железного трудно проехать. Притягивает храм. Белокаменный, он виден издалека, и поражает уже своими размерами. А в окружении невысоких деревенских домиков кажется просто огромным. Пожалуй, это самый большой сельский храм России.
Его строили долго, более 60 лет, по инициативе Андрея Родионовича Баташева, освящен собор во имя Троицы Живоначальной лишь в 1868-м году, при его потомках.
Что касается проекта, некоторые искусствоведы видят тут почерк Баженова, другие приписывают его И. Гагину, но точных данных нет. Выстроен собор из кирпича, облицован белым камнем, в псевдоготическом стиле, имеет два этажа. Верхний храм — летний, нижний — отапливаемый.
Церковь сильно пострадала в советское время, иконы были полностью утрачены. Полы нижнего храма, прежде выложенные металлическими, с вензелями, листами, теперь дощатые. Лестница на колокольню развалилась и сейчас туда ведет другой ход.
Церковь действующая, вмещает до 1200 человек.
Собор имеет престолы Живоначальной Троицы, Николая Чудотворца, Рождества Христова, Петра и Павла. Высота храма — 50 м, колокольня, пятиярусная, 70 м.
«Орлиное гнездо»
Об усадьбе Андрея Родионовича до сих пор ходят легенды. Сейчас трудно судить, как она выглядела прежде, барский дом, приютивший детский областной санаторий, явно нуждается в ремонте. Парк с вековыми липами не ухожен, в нем — остатки стен и развалины зданий.
Прежде тут был крепостной театр и Павлиний павильон, оранжереи и башенки с бойницами.
По преданию, усадебный дом одной своей частью выходил в Рязанскую область, второй — во Владимирскую (теперь Гусь-Железный имеет Рязанскую прописку). И хозяин дурачил представителей губернской власти. Когда приезжали проверяющие, он прятался от них на противоположной стороне: от владимирских скрывался на рязанской половине, а от рязанцев — на владимирской.
Говорят, сад, что был с рядом домом, в народе звали «садом ужасов». Провинившихся наказывали тут сурово.
Ходят предания о сгинувших в подземельях людях, чеканивших фальшивые монеты, о масонских тайных собраниях в баташевских подвалах и о подземных ходах, ведущих далеко за пределы имения.
Местной достопримечательностью в свое время были «девятивёрстный пруд, по которому некогда ходили суда под парусами, трёхвёрстная плотина из белого камня, запрудившая три реки и без особого для себя вреда целое столетие сдерживавшая гигантские массы вод» (И.Белоконский). Теперь остатки плотины скрыл мост.
Баташев жил далеко не по христианским законам. И венчался при живой жене, и людей по его приказу губили, и обозы грабить посылал. Целую деревню, говорят, за одну ночь с людьми выкрал.
О его потомках легенд мало. Те, что рассказывают, так или иначе связаны с Андреем Родионовичем. Известно, что дети и жены занимались дележом имущества и не смогли удержать завод на плаву. Да и добыча руды здесь была крайне невыгодной. Гусь-Железный сегодня в статусе рабочего поселка, но в нем больше — от села.
Как проехать: на автомобиле из Москвы по Егорьевскому шоссе., через Спас-Клепики, Туму. Время в пути — примерно 4,5 часа.
Гусь Гусю — товарищ?
Строительство стекольной мануфактуры на реке Гусь, в урочище Шиварово, купцы Мальцовы начали в 1756 году, на два года раньше Баташёвых.
Аким Мальцов перевел сюда производство из-под Можайска. Первоначально у него работало всего 59 человек, которые изготовляли посуду, зеленое, каретное и зеркальное стекло.
После смерти Акима Васильевича, сначала жена, а потом старший сын расширяли производство. Внук Акима Иван, единственный уцелевший во время расправы над русским посольством в Тегеране, построил к имеющимся 6-ти стекольным и 1 хрустальному заводу еще3 по производству стекла. Он внедрял в производство технические новинки, передовой европейский опыт. Иран же, замаливая грехи за гибель русских дипломатов, разрешил Мальцовым беспошлинную торговлю.
Иван Мальцов вводит в производство по образу богемских фабрик более дешевое стекло (богемский хрусталь), без металлических примесей, вместо дорогостоящего хрусталя. На его фабриках удалось получить рубиновое стекло, выкрашенное медью и зеленовато-желтое, с примесью урана (кстати, не радиоактивное).
Специально для рабочих Мальцовы строили дома — «мальцовские половинки». Одноэтажные здания красного кирпича, с наличниками, они и сегодня — украшение Гусь-Хрустального. Окна лучших рабочих выходили на улицу, тот, кто работал хуже, смотрел во двор.
Юрий Нечаев-Мальцов — последний по хронологии в ряду владельцев стекольного царства. При нем построены новыве корпуса фабрик, училища, богадельня, больница, казармы и 400 коттеджей для рабочих. При нем же по проекту Бенуа выстроен Георгиевский собор. Храм украшен картиной В.Васнецова «Страшный суд» и мозаикой «О тебе радуется, Благодатная!» выполненной В.А.Фроловым по эскизу Васнецова.
В Гусь-Хрустальном есть свои легенды. Например, о потерянном рецепте чудесного стекла.
Как-то у лучшего мастера завода, Разумея Васильева, тяжело заболела дочка. Несколько дней металась в жару и бреду. И почему-то постоянно просила принести цветы. Дело было зимой. Но Разумей не растерялся, нашел выход. Всю ночь работал в мастерской, утром же девочка увидела желанный букет. Из цветного стекла. И случилось чудо – дочка поправилась.
Этот букет — шедевр коллекции Гусевского завода. Но, к сожалению, в наши дни мастера не смогли повторить чуда — рецепт того стекла утрачен. Возможно, Разумей передал секрет кому-то из стеклодувов и где-то есть сведения, как сделать подобное стекло. Может, зарыт в земле сосуд с помещенной в него запиской. Неизвестно. Но пока мастера лишь мечтают вернуть утраченное.
На южной окраине города уцелела церковь св. Варвары. По преданию, здесь в XVIII веке в версте от хрустального завода, у ручья, явилась икона Святой Великомученицы Варвары. В 1885 году на этом месте построили каменную, изящной архитектуры, часовню. Сейчас храм передан православному приходу.
Легенды прошлого в Гусь-Хрустальном поэтичны. Железом по стеклу прошлись уже в наши дни. Былая гордость — хрустальный завод — закрыт.
Можно бесконечно долго рассказывать, что было причиной, как отреагировали горожане на событие. И гадать, что будет на месте прежнего производства. Говорят, к 2015-2016 годам администрация города планирует возобновить работу Хрустального завода. Но, пока гусевский хрусталь не производят, хранителем традиций и важным свидетелем былой славы остается Музей хрусталя, размещенный в красивейшем Георгиевском соборе. В этом году музей отметил свое 30-летие.
Как проехать: из Москвы по М7, не доезжая до Владимира, на 168км поворот направо, затем по P 72 и P 73. Время в пути — 4 часа.
Ирина Мухутдинова
Фото автора