“Какая у вас огромная республика! Это же пять Франций и семь Германий! А людей у вас сколько живет? Ой, как мало! – слышишь часто в бытовом разговоре даже с весьма образованным представителем европейской России. – А как вы отстаиваете свои права малочисленного народа?”.

Давайте для начала разберемся в терминах. В Российской Федерации из 193 национальностей к малочисленным народам относятся всего 40. Малочисленность народа определяет Федеральный закон N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». В преамбуле читаем: “Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов”.

Прекрасное заявление! И очень важное признание прав коренных народов! Понятно, что это должны знать не только сами малочисленные народы (и они знают, слава богу), но самое главное – чиновники всех уровней и топ-менеджмент крупных добывающих компаний. Знают ли они? Вопрос риторический. Но в разговоре о якутах проблема есть небольшая – этот закон никакого отношения к нам не имеет. В статье 1 этого закона написано: “коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее — малочисленные народы) — народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч еловек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы”.

якуты_губерния

Якуты или саха являются одним из самых многочисленных коренных народов Сибири и Дальнего Востока. По итогам переписи 2010 года – 478 088 человек. Из них 445 212 указали родным якутский язык и по этому показателю саха на 19-м месте среди народов России (к народам России с численностью свыше 100 тысяч человек – относятся 42).

Наиболее культуроспособный народ

Думаю, вне зависимости от численности, народы России не хотят отстать от стремительно меняющегося мира. Народ, чтобы выжить, и здесь срабатывают механизмы самосохранения, стремится влиться, встроиться в общемировые тенденции развития при этом не теряя свою самость. Вопрос “А каковы эти тенденции?” – тема другого разговора.Территория Якутии и в правду огромная – свыше 3 млн. кв. километров. Самая большая в мире административно-территориальная единица, регион федеративной страны. Но учитывая климатические условия и не позавидуешь, на самом деле.

Газета “Сибирская жизнь”, Томск, 1913 год: “Якутское племя, занимающее огромную Якутскую область, является наиболее культуроспособным народом тюркского происхождения. Заброшенное на крайний северо-восток, окруженное враждебной суровой природой, якутское племя не зачахло, как другие туземные племена, оно, напротив, развило изумительную энергию, приспособилось к суровым условиям и стало властелином крайнего северо-востока. Проявляя энергию в практической жизни, якутский народ, по-видимому, не отставал и в духовном отношении; народное творчество якутов изумляет своей художественностью, богатством слов и выражений”

якутия_олень_2

О роли якутского языка, как языка межнационального общения, на огромной территории от Енисея до Камчатки в XVII-XIXвеках я уже упоминал здесь раньше.

Якуты — колонизаторы

Якуты внесли свой приличный вклад в освоение Севера, Арктики, Дальнего Востока и Русской Америки. Вот, хотя бы два штриха из культурных событий прошедшего июня: в местечке Гуалала и в Форт Россе, на тихоокеанском побережье США, установлены сэргэ-ритуальные столбы-коновязи, состоялись выставки и конференция, посвященные вкладу якутов в эту бывшую русскую колонию на земле Северной Америки.

27 июня, в Якутске, на презентации книги “Отасу. Этнополитические очерки”, её автор исследователь из Сахалина Николай Вишневский сказал, что “в установлении связей с Японией роль якутов была огромной…”. Книга описывает жизнь и деятельность неординарной фигуры в истории России, Сахалина, известного купца, мецената, представителя якутской интеллигенции, жившего на Сахалине в 1920-40-е годы, Дмитрия Прокопьевича Винокурова (1884-1942). Его называли “вождем туземцев Карафуто” – японской части Сахалина.

Николай Вишневский: “Японцы построили показательный поселок малочисленных народов Сахалина – Отасу. Туда приезжали тысячи туристов из Японии. Для нивхов построили дома японского типа, а ульчи имели свои традиционные жилища. И танцы, камлания шаманов развлекали туристов. Поток туристов был очень большим, приходили не только простые люди, но и члены императорской фамилии, военные и государственные деятели, лидеры партий, парламентарии. И всех их встречал якутский купец, представитель белого генерала Хорвата, советский разведчик, староста поселка Дмитрий Винокуров”.

Постсоветское наше настоящее

Для нас постсоветское время правильнее отсчитывать с 1985 года, с начала перестройки Михаила Горбачева, когда мы вдруг оказались в совершенно в других условиях, которые менялись то революционно, то эволюционным путем. Как раз с краха СССР, когда народам было разрешено брать столько независимости, сколько они смогут унести, начинается современное возрождение республики. И связано это во многом с фигурой президента Якутии — Саха Михаила Николаева. (См. Олег Сидоров, “Михаил Николаев. Восхождение. Ступени мужества”).

якутия_вертолет

Можно ли говорить об успешности проекте “Саха” Николаева и его команды, в которую ваш покорный слуга имел честь войти? Думаю, да. Проект “Саха” был задуман как создание республики в составе обновленной, отвечающей новым современным мировым реалиям федеративного государства, с большей долей взаимной ответственности и самостоятельности, строящей свои отношения с Центром на основе договоров. Якутия в советское время, номинально автономная, была практически по своим правам приравнена к автономным округам. Название республика не соответствовала значению этого понятия. Именно 1990-е годы принесли новое в федеративное устройство РФ. Саха на северо-востоке страны была в числе тех регионов, которые влияли и создавали этот новый федерализм России. И, грубо говоря, народ Саха немало приобрел в постсоветское время.

Эта эпоха для Якутии при всех сложностях и нюансах — все-таки восходящая дорога. Саха сегодня это не те, кто встречал в 1985 – 1990-е эпоху перестройки и суверенитета. Это совершенно другие люди, с другими возможностями, нацеленные на будущее, потому как многое было сделано именно в постсоветскую эпоху, особенно в улучшении качества жизни якутян, вложено в человеческий капитал.

Бюрократический этап

Однако эту эпоху – постсоветскую – можно разделить на два этапа. Первый этап – годы Президентства Михаила Ефимовича Николаева. Ставка была сделана на культурное и духовное развитие, возрождение исторической памяти, поставлены цели прорыва в мировое культурное и информационное пространство, развитие дипломатии регионов, поиск своей социально-экономической модели развития в условиях Севера и в Арктике. Много было сделано в сфере социальной защиты населения. Таково было и есть направления проекта “Саха”.

Второй этап: с 2002 года, с прихода к власти Вячеслава Анатольевича Штырова, прошедшего школу топ-менеджмента российского уровня в компании “АЛРОСА” и связанный с ним упор на хозяйственное развитие. Это развитие было основано не только на крепком хозяйствовании, но и на понимании, что нельзя растерять дистигнутое в предыдущее десятилетие.

Влияло на тренды этих лет то, что в России поменялся курс внутренней политики, выстраивалась “властная вертикаль”. Это, конечно же, наложило отпечаток на второй этап постсоветской эпохи. “Вертикаль” – с политической точки зрения можно понять и объяснить, но в “житейских вопросах”, скажем так, это было победоносное возвращение российской бюрократии. Все решается, как было и всегда, в Москве. Помните, президент Дмитрий Медведев вынужден был несколько раз объявлять о “децентрализации” полномочий? Но, как бы то ни было, дело было сделано, возрождение российской бюрократической машины, подорванной в годы перестройки и ельцинизма, было возрождено с новой силой. И это главное “достижение” второго постсоветского этапа развития Якутии.

Роль интеллигенции в Якутии

Как в среде любого немногочисленного народа, сакральная роль “знающих” людей велика. Безусловным авторитетом во все времена пользовались среди якутов олонхосуты, алгысчыты и тойуксуты (это исполнители якутского эпоса, благопожеланий и народных песен), не говоря уже о шаманах и служителях веры. Они были элитой, способной быть альтернативой знати. И такое же почитание распространилось и на первых интеллигентов, закончивших средние и высшие учебные заведения царской России. Сегодня, несмотря на общую российскую картину пренебрежительного отношения, особенно части элит (финансовой, крупного капитала) к интеллигенции, авторитет интеллектуалов Саха среди различных элит остается высоким.

якутия_олень

Роль интеллигенции в развитии якутского этноса – решающий. И выбор, сделанный знатью и интеллигенцией в XVII-в начале XXвв. – вместе с Российским государством, вместе с русским народом, Россией. это как я назвал в книге “От Алексея Кулаковского до Николая Лугинова. Штрихи к истории якутской культуры” – “безальтернативная реальность”. В этом сила и мудрость якутской элиты и интеллигенции. Это показывает история более чем 380-летнего совместного существования и в этом смысле, эта позиция – вместе с Россией – только положительная.

В годы первых лет советской власти и создания автономной республики – основы государственности, лидеры тех лет Максим Аммосов, Платон Ойунский и их соратники опирались на интеллигенцию. В переломное время – в 1990-е, первый Президент Михаил Николаев также нашел поддержку и опору в интеллигенции. Он же много средств вложил в обучение якутян в центральных российских вузах и за рубежом, а также в развитие высшей школы в Якутии. Появилась новая элита, воспитанная, взращенная в 1990-ые годы.

Угрозы ассимиляции

Одна из угроз современности для немногочисленных народов, кроме потери языка и культуры, это ассимиляционные процессы. В Якутии пока этот вопрос не стоит столь остро, чтобы говорить как о проблеме. Вот скажем, такой пример. Якутский язык, если мы считаем, язык – одним из основных характеристик народа, способен сам ассимилировать другие языки.

Об этой уникальной способности якутского языка отмечал петербургский ученый, доктор филологических наук Александр Певнов: Якутский язык хотелось бы охарактеризовать одним словом — «удивительный». Удивляет в неммного что. С одной стороны, это очень древний язык, онсохранил до нашего времени немало того, что было свойственно языку древнетюркских рунических памятников.С другой же стороны, было бы совершенно справедливоназвать его в высшей степени инновационным языком,языком-новатором, который при всей своей архаичностине просто жадно впитывал лексические, грамматические ифонетические особенности других языков, но и творческиих осваивал… Язык якутов за много веков не разучилсятворчески превращать чужое в свое… Якутский язык делал своими при помощи удивительных правил звукового освоения.

Дети от смешанных браков, рожденные в сельской местности свободно говорят на якутском языке и для большей их части, это единственный родной язык. Или, например, многие знаковые фигуры Якутии, наши современники – Михаил Николаев, Андрей Борисов – имеют в том числе и русские корни. Сегодня среди интеллигенции очень сильна творческая и научная гуманитарная составляющая. Предстоит воспитать часть элиты “через высокие технологии”. Необходимо воспитывать кадры, способные развивать инженерную науку, наукоемкие технологии, опираясь на особенности якутского менталитета и достижения гуманитариев. Тем более, для этого есть все инструменты, в том числе, и университет – Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова – почти сакральное для якутян место.

Для якутов университет был своего рода национальной идеей в начале ХХ века. Известно высказывание историка, профессора Георгия Прокопьевича Башарина: «Университет — это самое главное, самое дорогое, самое святое, что дал XX век всем якутянам… Счастлив особо подчеркнуть, что наш университет будет долговечным сияющим светочем цивилизации и храмом науки на обширном Северо-востоке Великого Азиатского материка. Поколения третьего тысячелетия будут понимать значение нашего университета гораздо глубже и шире, чем мы сами. В то же время, они будут очень благодарны нам, поколению XX века, за создание и укрепление университета».

А вот как у сформулирована у нас миссия Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова:Взращивание конкурентоспособных специалистов, выполнение исследований и инновационно-технологических разработок для становления экономически устойчивого социально развитого приполярного региона, обеспечивающих высокое качество жизни, сохранение и развитие культуры народов Северо-Востока России.

ОлегСидоров,
http://olegsidorov.org/

 

Автор: Олег Сидоров